После того как ВТБ, ставший в декабре прошлого года миноритарным акционером Росбанка, не смог договориться о продаже своей доли французской группе Societe Generale (SG), госбанк решил ввести своего представителя в совет директоров кредитной организации. Соответствующий вопрос вынесен на внеочередное собрание акционеров банка. Свой представитель в совете может способствовать ВТБ в переговорах о продаже принадлежащего ему пакета акций Росбанка, считают эксперты.
Акционеры Росбанка решили созвать внеочередное собрание акционеров 31 марта, говорится в сообщении банка. На собрании будет обсуждаться новый состав совета директоров кредитной организации. По словам источника «Ъ» в Росбанке, решение инициировал ВТБ, который недавно приобрел в нем миноритарную долю. «С учетом происшедших изменений в составе акционеров решение обсудить их представительство в совете директоров Росбанка и провести новые выборы совета является логичным шагом»,— сообщили в пресс-службе Росбанка, подчеркнув, что это «ни в коей мере не влияет на проекты интеграции активов группы Societe Generale и стратегию ее развития в России». В ВТБ отказались от комментариев.
Согласно рэнкингу журнала «Деньги», по итогам девяти месяцев 2010 года Росбанк занимал 13-е место по размеру активов (352 млрд руб.) и 14-е — по размеру капитала (44,3 млрд руб.). 74,89% акций банка принадлежит Societe Generale, 11,14% — ВТБ, 11,1% — «Интерросу».
Сейчас совет директоров Росбанка состоит из 11 человек: шесть представителей SG и три — «Интерроса». Также в совет входит независимый директор Мартин Грант Гилман и председатель правления Росбанка Владимир Голубков.
До приобретения доли в Росбанке ВТБ владел соответствующим пакетом как залогодержатель по договору репо с «Интерросом». Когда сделка по покупке была закрыта, ВТБ назвал это «перспективной инвестицией». Но позже глава ВТБ Андрей Костин сообщил о намерении продать пакет в 2011 году. По его словам, вопрос уже обсуждался с SG. Однако французская группа заявила, что не вела переговоров с ВТБ и не собирается приобретать пакет госбанка, хотя может поучаствовать «в поиске возможного решения вопроса» (см. «Ъ» от 20 декабря 2010 года). Господин Костин, впрочем, тогда утверждал, что желающих на этот пакет много, но «наиболее естественным покупателем» он считает именно SG. По мнению экспертов, продать такой пакет на рынке будет непросто, потому что акции Росбанка малоликвидны, а объем пакета небольшой, что снижает интерес потенциальных инвесторов.
Напомним, что в декабре прошлого года ВТБ направил своего представителя в совет директоров Транскредитбанка (ТКБ), где госбанк приобрел 43% акций и планирует в перспективе нескольких лет увеличить долю до 100%. На эту позицию был приглашен бывший глава банка «ВТБ Северо-Запад» Дмитрий Олюнин. Его задача в ТКБ — организовывать процесс интеграции ТКБ в группу ВТБ.
По словам аналитика компании «Совлинк» Ольги Беленькой, участие представителя акционера, владеющего свыше 10%, в совете директоров банка — обычная практика. Но в случае с Росбанком очевидно, что ВТБ не будет увеличивать долю в банке, сосредоточившись на поиске покупателя существующего пакета. «Но как раз введением своего представителя в Росбанк ВТБ может простимулировать SG все-таки выкупить его пакет. Совет директоров, в отличие от акционеров, имеет постоянный доступ ко всей внутренней информации компании, и поэтому вряд ли SG, собирающаяся создать на базе Росбанка крупнейший частный банк с иностранным участием, заинтересована в членстве представителя второго по величине госбанка»,— считает гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.
Юлия ЛОКШИНА