Несмотря на многочисленные претензии к существующему законодательству, банки продолжают выдавать все больше кредитов населению, а население все чаще соглашается предоставлять сведения о своих долгах в специализированные организации. Это, в свою очередь, двигает развитие рынка кредитных историй.
В конце прошлого года в центральном каталоге Центрального банка хранилось более 10 млн титулов — обложек кредитных историй, по которым можно определить, в каком конкретно бюро находится само дело. 95% этих дел размещены в хранилищах четырех организаций — «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз», Национального бюро кредитных историй, Бюро кредитных историй «Инфокредит», Бюро кредитных историй «Экспириан-Интерфакс». По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), осенью в их базе было более 4 млн кредитных историй. А к началу нового года это количество выросло до 6 млн. Еще одно заметное кредитное бюро, «Экспириан-Интерфакс», в октябре насчитывало около 1,5 млн записей.
По словам представителей НБКИ, заметно выросло и количество банков, которые используют кредитные отчеты при рассмотрении заявок клиентов на получение кредита. Предполагается, что кредитные истории должны продаваться на аукционе другим бюро или передаваться им бесплатно на основе конкурса.
Скандальная кредитная история
Не обошлась в прошлом году деятельность кредитных бюро и без скандалов. Самым громким из них стала история с утечкой базы данных о заемщиках. Появление в свободной продаже подробных сведений о том, кто, в каком банке и сколько взял в долг, разумеется, не могло обрадовать ни самих должников, ни банки, активно работающие с населением. Каждый из банков отрицал, что у него произошла утечка, и немедленно возникла гипотеза о том, что база не настоящая. В качестве аргумента приводилось то, что база слишком подробная, а также то, что в нее были слиты сведения о нескольких банках -кредиторах, что предполагало утечку данных сразу из нескольких кредитных организаций. Это, по словам банкиров, и вовсе невероятно.
Зампред банковского комитета Госдумы и президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков направил в МВД письмо с просьбой проверить подлинность. Министерство пришло к выводу, что база действительно фальшивая. Кроме того, МВД отметило, что «по информации представителей российских банков ", сводной базы, содержащей сведения «о гражданах, которым было отказано в кредитах, или лицах, несвоевременно осуществляющих выплаты по займам», банки не ведут.
Фаза слияний и поглощений так и не наступила
Пока говорить о каких-то принципиальных переменах на рынке нельзя. Надежда на то, что рынок вступит в фазу слияний и поглощений, не оправдалась. Хотя прошлым летом ФСФР говорила о возможности ввода к концу года нормативного регулирования деятельности бюро. Она собиралась установить так называемый «норматив эффективности», то есть показатель вероятности нахождения информации по запросу банка. За границей достаточным уровнем считается 60—70%. Доля «результативных кредитных отчетов» росла и в России. По данным НБКИ, к началу 2007 года она составила около 40%. Считалось, что введение норматива приведет к уменьшению количества бюро, и в первую очередь исчезнут мелкие региональные компании. Но пока норматив не введен и количество бюро не только не сократилось, но даже выросло. На данный момент в государственном реестре, который ведет Федеральная служба по финансовым рынкам, состоит 23 бюро. Большинство из них по-прежнему являются региональными. Удержались в собственных нишах и бюро, созданные банками для собственных целей, и самостоятельные структуры.
Такие итоги позволяют сделать следующий вывод: национальный рынок кредитных историй пока не сформировался. Соотвественно, трудно оценить стоимость бизнеса по сбору и законной продаже кредитных историй. А значит, владельцы многочисленных контор предпочтут подождать развития ситуации.
Евгений МАЗИН