Вчера в России вступили в силу три важные поправки, ужесточающие ответственность юридических и физических лиц за «отмывание» денег. Цель — привести российскую систему противодействия легализации преступных доходов в соответствие с рекомендациями международной группы ФАТФ.
Изменения, внесенные депутатами в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в частности, ужесточают требования к сотрудникам банков.
Речь идет об отражении ими в банковской отчетности реальных владельцев бизнеса при проведении финансовых операций. Иными словами, в банках отныне должны знать, кто из конечных собственников-выгодоприобретателей стоит за сделками и платежками. Напомним, на нововведениях с начала кризиса 2008 года настаивали Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Об использовании банками различных схем кредитования, в том числе «вымышленного» и, соответственно, сопровождавшегося недостоверной отчетностью, в марте прошлого года банкиров предупреждал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. В октябре 2010 года в ЦБ уточнили, что 100—200 российских банков не укладываются в рекомендуемый уровень концентрации рисков в 25% от собственного капитала при кредитовании своих собственников. В некоторых банках лимит был превышен более чем в десять раз. По оценкам ЦБ РФ, сегодня риски, связанные с бенефициарами, сократились. Но у 70—80 банков по-прежнему превышают установленную планку. А в целом проблема расшатывает банковскую систему.
Отныне за предоставление «непрозрачной» отчетности рублем ответят все — от руководителя банка до лиц, ответственных за организацию финансового мониторинга. Штрафы для сотрудников банка увеличились более чем в два раза — с 20 тысяч до 50 тысяч рублей, для банка как организации — с 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Вдобавок банкиров могут дисквалифицировать на 1—3 года. При этом наказывать банки за нарушения «антиотмывочного» законодательства будет Центробанк, а участников фондового рынка — Федеральная служба по финансовым рынкам. Как пояснял начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный, если до сих пор меры ответственности за нарушения применял исключительно Росфинмониторинг, то теперь это право передано регуляторам.
Вторая поправка связана с незаконным обращением и хищением ядерных материалов. По данным экспертов ФАТФ, международные террористы активно разрабатывают эту сферу. Поэтому любое пособничество (склонение, вербовка, вовлечение в финансирование этой деятельности) в государствах — членах ФАТФ должно строго наказываться. В российском законодательстве, соответственно, эти «услуги» теперь отнесены к уголовным преступлениям (ст. 220 и 221 РФ). За причастность к ним юридические лица и граждане будут включаться в «черные списки» экстремистов, подвергающихся финансовым санкциям, как за терроризм, а также наказываться лишением свободы от пяти до двадцати лет и штрафами.
Зато «исправившихся» юрлиц и граждан, внесенных в свое время финразведкой в такие «черные списки», ждут послабления. Те, кто порвал с прежней деятельность и имеет для этого обоснованные основания, обязаны исключать из списков. Эта третья поправка внесена в основной «антиотмывочный» закон страны.
Кстати, до 1 февраля 2011 года по поручению президента страны правительство должно подготовить законопроект об ответственности тех, кто учреждает и использует фирмы-однодневки. В конце декабря новый законопроект, подготовленный минюстом, был направлен на согласование в администрацию президента. В Уголовный кодекс предлагается внести новую статью — «Фиктивное участие в создании и деятельности юридического лица».
По ней каждый факт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с подачей документов без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность будет наказуем.
Наказание ждет руководителей и учредителей фирмы, руководителей компании-учредителя и других уполномоченных лиц. Санкции же предусматривают штрафы от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. В особо серьезных случаях — лишение свободы до шести лет без права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При использовании служебного положения или извлечения дохода в крупном размере срок лишения свободы может вырасти до восьми лет, а штраф до 1 миллиона рублей.
Татьяна ЗЫКОВА