Главное управление Банка России по Санкт-Петербургу запретило Санкт-Петербургскому банку реконструкции и развития (СПБРР) принимать вклады от физических лиц. Об этом со ссылкой на источник в банке сообщило ИА «Интерфакс».
По словам представителя банка, такое решение теруправление ЦБ приняло после плановой проверки, которая недавно прошла в кредитном учреждении. Таким образом, учитывая, что в конце января банк покинул председатель правления и председатель совета директоров, можно сказать, что у банка возникла серьезная проблема. Вчерашнее решение еще не означает, что банк прекращает свою деятельность, старые вклады по-прежнему застрахованы в АСВ, куда банк был принят еще в конце 2004 года. Но участников рынка волнует не столько судьба самого банка, сколько так называемого «бизнеса Костикова».
Дело в том, что СПБРР входит в группу компаний «АВК». Помимо банка она включает в себя инвестиционную компанию «АВК», «АВК — Ценные бумаги», УК «АВК Дворцовая площадь» и НПФ «АВК Невский проспект». За самой же группой, по мнению, сложившемуся на рынке, стоит бывший глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков (третья буква в аббревиатуре АВК). Контроль над банком ИК «АВК» получила в 2004 году. А накануне — в декабре 2003-го — ФКЦБ отказала банку в согласовании правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов. Формулировка отказа была: «В связи с отсутствием в правилах порядка обеспечения конфиденциальности информации». Компания, которая до тех пор была миноритарием, увеличила долю находящихся у нее в собственности акций банка с 6 до 9,55%, а еще 47,41% получила в доверительное управление.
Когда в конце января свои посты в банке покинули председатель правления и председатель совета директоров, председатель совета директоров ИК «АВК» Дмитрий Аленин опровергал, что это является сигналом к продаже банка. Он заявлял, что группа не собирается расставаться с банковским бизнесом, а напротив, планирует занять более активную позицию на рынке банковских услуг. Официальной версией же ухода руководителей называлась реструктуризация бизнеса и переход к более активной деятельности на банковском рынке. Кстати, похожая причина была озвучена и год назад, когда в самой ИК «АВК» сменились и председатель совета директоров, и генеральный директор. На рынке объясняли сложившуюся ситуацию очень просто: «Был Костиков — был бизнес, Костиков ушел — бизнес пропал». И в целом сочувствовали специалистам компании, которые в массовом порядке подыскивали себе новую работу.
Вчерашнее решение ЦБ стало еще одним гвоздем в бизнес группы «АВК». Относительно запрета на прием вкладов официальных комментариев от банка пока не последовало.
Евгений МАЗИН