Обратить взыскание на судостроительные активы Сергея Пугачева, заложенные по кредиту ЦБ, который не возвратил Межпромбанк, регулятору будет непросто. Вчерашнее предварительное судебное заседание показало, что нежелание отдавать ЦБ даже самый незначительный из заложенных активов настолько велико, что процесс получения и продажи всех залогов может затянуться на несколько лет.
Вчера арбитражный суд Москвы продолжил предварительное слушание по одному из трех исков ЦБ к структурам Объединенной промышленной корпорации (ОПК) — об обращении взыскания на судостроительные активы Сергея Пугачева, заложенные по реструктурированному кредиту Межпромбанка перед ЦБ. Речь шла далеко не о самом значительном из трех заложенных активов (КБ «Айсберг»), однако даже на его примере ответчики (залогодателями выступают ЗАО «Дуостайл», ЗАО «Экостайл» и ЗАО «Мебельбытторг», владеющие акциями КБ «Айсберг») проявили изобретательность в аргументации своего нежелания отдавать ЦБ заложенные активы.
Реструктуризацию беззалогового кредита Межпромбанка на 32 млрд руб. совет директоров Банка России одобрил 5 июля. Кредит был реструктурирован до середины января 2011 года под залог акций КБ «Айсберг», Балтийского завода и «Северной верфи», входящих в ОПК. После отзыва у Межпромбанка лицензии с 5 октября ЦБ подал в суд три иска об обращении взыскания — отдельно по каждому из заложенных активов.
Представитель «Мебельбытторга» вчера заявил, что залогодатели не признают требования Центробанка, поскольку, по их мнению, ЦБ, являющийся одновременно кредитором и регулятором, «фактически злоупотребил своими полномочиями». Ответчик указал, что по последнему траншу перед отзывом лицензии просрочка была всего 3% от суммы платежа, однако ЦБ все же отозвал лицензию у банка, не выдвинув при этом никаких требований о досрочном погашении.
Также ответчики попросили суд приобщить к делу отчет независимого оценщика об оценке судостроительных активов Сергея Пугачева, сделанный в интересах ОПК компанией БДО (подразделение международной сети независимых компаний BDO). Согласно отчету, активы были оценены в 101,4 млрд руб. Такую оценку участники рынка ранее называли завышенной, но залогодатели в суде настаивали, что в отчете приведена реальная рыночная стоимость акций. Несмотря на возражения ЦБ, в том числе о том, что оценщик должен был быть одобрен регулятором, отчет был приобщен к материалам дела.
Еще одно ходатайство залогодателей касалось объединения трех дел по разным залогам в одно. Несмотря на возражения ЦБ о том, что это затянет дело, поскольку в двух других процессах по-прежнему не уведомлена часть ответчиков, суд в этом ходатайстве не отказал. Но, правда, и не удовлетворил, взяв до 2 февраля перерыв для раздумий над тем, как его разрешить.
В том, что процесс обращения взыскания на судостроительные активы Сергея Пугачева простым и быстрым не будет, эксперты не сомневались с самого начала — когда ЦБ еще только подал иски об обращениях взыскания на залоги. Впрочем, юристы указывают, что нежелание отдавать залоги путем затягивания процесса характерно не только для структур ОПК, это общерыночная практика. «Какой нормальный залогодатель добровольно отдаст имущество? Все стараются оттянуть момент расплаты»,— говорит партнер адвокатского бюро «Партнерство правовой помощи» Сергей Романов. Насколько он затянется на этот раз, по словам юристов, можно только гадать. Для этого у залогодателей возможности далеко не исчерпаны. Так, ЦБ, скорее всего, потребует назначить другого оценщика, и залогодатели будут оспаривать его оценку. Кроме того, пока не использован аргумент о том, что неисполненные обязательства Межпромбанка перед ЦБ устанавливаются в банкротном процессе, а он еще не завершен и т. д., и т. п. «Более того, с учетом тех подходов, которые залогодатели продемонстрировали сейчас, нельзя исключать, что затянется не только судебное, но и исполнительное производство»,— считает господин Романов. По оценкам экспертов, весь этот процесс может занять от полугода (если судья не будет поддаваться на попытки затягивания) до нескольких лет в зависимости от изобретательности юристов, представляющих интересы ОПК.
Анастасия ГОРШКОВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА