ЦБ намерен проследить за тем, чтобы новая докапитализация банков — до 180 млн рублей с 2012 года — прошла без использования «серых» схем. Самые распространенные схемы, выявленные ЦБ в ходе предыдущего увеличения минимального капитала, до 90 млн рублей,— надувание собственных средств с помощью наличных и векселей. Рекомендации по выявлению таких схем ЦБ намерен разослать в свои теруправления.
Анализ качества капитала небольших банков, которым удалось к 2010 году достичь минимально необходимой планки в 90 млн руб., выявил сразу несколько признаков, которые с большой вероятностью могут свидетельствовать о фиктивной докапитализации, сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. В основном речь идет о наличии в структуре активов банка векселей компаний и наличных средств в кассе в объеме, сопоставимом с валютой баланса банка. Проверки ряда докапитализировавшихся банков с такой структурой активов показали, что реальный капитал у некоторых из них существенно меньше отраженного в отчетности, указывают в ЦБ.
Указанные признаки и потенциально сопряженные с ними схемы фиктивной докапитализации ЦБ намерен отразить в рекомендациях своим территориальным управлениям. Этот опыт пригодится уже в этом году, в течение которого банкам надо довести капитал до 180 млн руб. По оценкам участников рынка, предыдущие рекомендации были достаточно радикальными, но не слишком конкретными. «Грубо говоря, ЦБ рекомендовал территориальным управлениям смотреть «на все»»,— говорит один из банкиров.
Сейчас речь пойдет о совершенно конкретных схемах. «Естественно, сам по себе большой объем наличных в кассе не является ни нарушением, ни однозначным признаком фиктивной докапитализации,— пояснил Михаил Сухов — Но в ситуации, когда наличные доминируют в активах банка, у которого основные доходы, например, процентные, это должно вызывать вопросы у регулятора». Другой пример, который встречался в практике ЦБ,— стабильно большой объем наличных у банка, основную клиентскую базу которого составляют юрлица, а ведь они снимают наличные в основном лишь на зарплату.
Как выявил ЦБ в результате проверок, оперативно продемонстрировать ревизорам такой капитал банки были не в состоянии, предлагая в качестве объяснения целый ряд отговорок. «Приходим проверять кассу, а денег в ней нет, на вопрос, где они, ответ: выдали кредиты, просим предъявить документы по заемщикам, а они оказываются не в головном офисе, а в филиале, который выдавал ссуды и т. д. и т. п.»,— рассказывает господин Сухов. Цель всех этих отговорок — выиграть время на то, чтобы одолжить «наличный капитал», доставить его в банк и предъявить ЦБ. После «демонстрации» деньги банк, естественно, покидают. Бывает, что один и тот же «капитал», покинув один банк, одалживается другому, получается своеобразный круговорот фиктивного капитала в банковской системе. «Был случай, когда средства из кассы забрал сам собственник, написав расписку, что вернет, но в итоге скрылся и с распиской, и с деньгами»,— вспоминает господин Сухов. Последний пример — банк «Тройка», уже лишенный лицензии, названия других банков регулятор не раскрывает.
Ситуация с векселями примерно такая же, как и с наличными. «В большинстве случаев используются векселя фирм, обладающих признаками однодневок,— отмечает господин Сухов.— Как только проверяющие выясняют качество таких активов и требуют 100-процентного резервирования, банк их «продает» и «покупает» взамен плохих новые «хорошие» векселя или «выдает» кредиты «высокого» качества, при следующей проверке ситуация повторяется».
По мнению участников рынка, такой подход будет эффективным, но недолго и лишь отчасти. «Среди мелких банков действительно распространена практика если не полного, то частичного надувания капитала указанными методами, не только для докапитализации, но и для соответствия нормативам ЦБ,— говорит руководитель проектов департамента банковского консультирования и сопровождения процедур покупки и продажи банков консалтинговой группы «НЭО-Центр» Евгений Трусов.— Конечно, имея под рукой руководство по выявлению схем, составленное специалистами центрального аппарата, чья квалификация выше, сотрудникам на местах будет проще работать, однако, как показывает практика, в том числе налоговой службы, на место искорененных схем всегда приходят новые». Впрочем, чем выше требования к капиталу, тем дороже будут обходиться новые схемы, указывает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА