С первого февраля правительство Швейцарии имеет право замораживать вызывающие подозрение счета и конфисковывать лежащие на них деньги. На организацию судебного процесса министерству юстиции дается до десяти лет, а решение о конфискации подозрительных финансовых активов будет принимать Федеральный административный суд Швейцарии.
Вопросы вроде «где золото партии?» или «где украденные у царской России деньги?» кажутся нам уже наскучившим мифом. Но для государств, чьи диктаторы еще живы или скончались не очень давно, задача вернуть награбленные деньги теперь вполне осуществима. Само слово «диктатор» в швейцарском законе, конечно, не употребляется. Закон говорит обо всех высокопоставленных лицах, нечистых на руку и обладающих большой властью. На юридическом языке эти люди называются «политически обозреваемые персоны» (ПОП). По данным Всемирного банка, стоящие у власти коррупционеры ежегодно крадут от 20 до 40 млрд долларов.
Репутация превыше
Больше всего краденых денег диктаторов хранится в Швейцарии. По данным вашингтонского исследовательского центра Global Financial Integrity, который борется с коррупцией в развивающихся странах, в альпийской республике их более 150 млрд долларов.
Швейцария многие десятилетия принимала награбленное добро от таких политиков, как Фердинанд Маркос, бывший президент Филиппин; Аугусто Пиночет, бывший президент Чили; Сани Абача, бывший президент Нигерии; Сесе Секо Мобуту, бывший президент Заира. Эти и им подобные правители с удовольствием пользовались швейцарскими законами о неразглашении банковской тайны и везли в альпийскую республику украденные миллионы.
Хотя швейцарцы и раньше не возражали против возвращения денег бывших диктаторов по требованию пострадавших государств, но процедуру возврата значительно ограничивали законы страны. В разгар же финансового кризиса правительства многих стран «вспомнили» про швейцарские банки, в которых кроме денег диктаторов лежат и средства злостных неплательщиков налогов. Оказавшись под сильнейшим давлением со всех сторон, Берн вынужденно согласился делиться информацией по вкладам и клиентам. Для Швейцарии это немаловажный шанс доказать, что ее нельзя ставить в один ряд с такими налоговыми гаванями, как Каймановы острова, и неплохая возможность улучшить имидж. Поэтому власти страны в рамках отведенных им законов активизировали в том числе и борьбу с бывшими диктаторами, обокравшими свои народы и спрятавшими украденные миллионы в швейцарских банках. На это же, по словам президента Швейцарии Мишлин Кальми-Рей, и направлен новый закон о возврате финансовых активов очевидно неправомерного происхождения, получивший название «закон Дювалье». Именно дело о возврате денег бывшего гаитянского диктатора Жан-Клода Дювалье, лежащих в одном из швейцарских банков, оказалось наиболее скандальным, привлекло особенно пристальное внимание мировой общественности и послужило причиной написания и принятия нового закона.
Lex Duvalier
Буквально через считанные недели после свержения в 1986 году президента Гаити «Бэби Дока» Дювалье новое правительство страны обратилось к Берну с просьбой заморозить 5 млн долларов, которые бывший президент якобы украл у своего народа и спрятал в Швейцарии. Вот уже четверть века Швейцарская Конфедерация безуспешно пытается вернуть Гаити эти деньги. Простая на первый взгляд процедура возврата добытых нечестным путем миллионов с точки зрения швейцарских законов далеко не так проста. Деньги до сих пор лежат в банке, потому что Гаити так и не смогла возбудить против бывшего диктатора уголовное дело, что по швейцарским законам является главным условием их возврата, а сам Дювалье, как нетрудно догадаться, настойчиво требует разморозить счет.
И только сейчас, после того как Дювалье неожиданно для всех вернулся в середине января на родину якобы помогать восстанавливать разрушенный землетрясением остров, гаитянские власти решились предъявить ему обвинения в растрате и незаконном присвоении государственных средств, а также пытках политических противников и других преступлениях против человечности. Теперь суду предстоит решать, будет ли начато разбирательство.
Эти несчастные 5 млн долларов (сейчас 5,9 млн с процентами) — единственные замороженные активы Жан-Клода Дювалье, в то время как гаитянские власти, по словам юриста Салима Суккара, советника правительства Гаити, на переговорах со Швейцарией утверждают, что диктатор за полтора десятилетия правления украл от 300 до 900 млн долларов.
После свержения режима вопрос о возбуждении против Дювалье уголовного дела постоянно находился на повестке дня Порт-о-Пренса, но… «Всякий раз, когда министерство юстиции пыталось возбудить против него дело, это не удавалось сделать по разным причинам. Мешали то политическая нестабильность, то перемены в правительстве, то сохранившие немалое влияние сторонники режима Дювалье, то стоявшие у власти военные», — объясняет государственный секретарь Гаити по борьбе с преступностью Клоди Гассан, что по поручению нынешнего президента Рене Преваля занимается делом Дювалье.
Федеральный совет (правительство) Швейцарии регулярно продлевал заморозку счета Дювалье, пользуясь конституционным правом действовать в интересах страны, а сам бывший диктатор, живущий в эмиграции во Франции, примерно с той же регулярностью обращался в швейцарские суды с требованием разморозить счет и вернуть ему деньги.
Политическая ситуация на Гаити резко изменилась в 2006 году. Президент Преваль, объявивший войну с коррупцией одной из главных задач своего правительства, пригласил к себе независимого эксперта Комиссии ООН по правам человека Луи Жуане и спросил: «Как вы отнесетесь к тому, что мы потребуем экстрадиции Дювалье?» Луи Жуане ответил, что такое требование может мобилизовать довольно многочисленных сторонников бывшего президента, оставшихся на Гаити, и дестабилизировать обстановку в стране. Вместо экстрадиции он предложил добиваться возврата Швейцарией денег.
Затем Рене Преваль написал письмо президенту Швейцарии, в котором сообщил о «твердом намерении правительства Гаити» вернуть деньги и с этой целью выдвинуть против Жан-Клода Дювалье обвинения. Швейцарцы в очередной раз еще на год продлили заморозку счета Дювалье и оплатили услуги женевского адвоката, который должен был помогать гаитянскому правительству и Всемирному банку подготовить обвинения против бывшего диктатора.
Весной 2008 года Порт-о-Пренс формально потребовал у Берна вернуть деньги. Федеральное управление юстиции при министерстве юстиции и полиции Швейцарии приняло решение вернуть Гаити 5,9 млн долларов. Попытки Дювалье доказать, что они являются частью состояния его матери и поэтому не могут быть возвращены на родину, не увенчались успехом. Швейцарские юристы доказали, что она тоже входила в преступную организацию, возглавляемую отцом Жан-Клода, Франсуа Дювалье, который 14 лет правил Гаити до своей смерти в 1971 году.
Полагая, что вопрос о деньгах уже решен, гаитянское правительство поторопилось заложить диктаторские миллионы в проекты строительства школы и гидроэлектростанции. Но Дювалье спешно обратился с апелляцией в Верховный суд Швейцарии. В результате 12 января 2010 года, за несколько часов до разрушительного землетрясения на Гаити, унесшего жизни 220 тыс. человек, главный суд Швейцарской Конфедерации постановил вернуть как минимум 4,6 млн долларов самому Жан-Клоду Дювалье на том основании, что срок давности по якобы совершенным им преступлениям истек еще в 2001 году.
И все же, несмотря на решение суда, правительство Швейцарии в феврале прошлого года в очередной раз продлило заморозку счета. «Нам не нужны эти деньги, — заявила Мишлин Кальми-Рей в интервью The Wall Street Journal. — Они принадлежат Гаити».
«За» и «против»
Решение Федерального совета было вызвано тем, что юристы министерства юстиции Швейцарии тогда уже писали новый закон, облегчающий возврат «финансовых активов очевидно неправомерного происхождения». В июне 2010 года закон единогласно приняла верхняя палата Федерального собрания (парламента) Швейцарии — Совет кантонов. 13 сентября закон Дювалье рассматривался в нижней палате — Национальном совете. Там он хотя и встретил некоторое сопротивление, но все же был принят за явным преимуществом — 114 против 49.
Главное достоинство закона Дювалье, считают его сторонники, заключается в устранении основного препятствия, мешавшего возвращать деньги. Теперь от страны, желающей вернуть украденные миллионы, не требуется возбуждение уголовного дела против бывшего диктатора. По новому закону достаточно простой просьбы о возврате денег с приложением несложного расчета, показывающего, что правитель не мог заработать лежащих на его счету миллионов честным путем, то есть получая на своем посту только законную зарплату.
Если раньше швейцарские власти в подобных ситуациях должны были сами доказывать факт незаконного присвоения денежных средств, принадлежавших свергнутым правителям, то сейчас уже владельцы счетов обязаны доказывать, что заработали их честно. Кроме того, появляется возможность мирного соглашения между сторонами по поводу дележа денег, что может оказаться очень кстати в особо запутанных и сложных случаях.
К минусам можно отнести одно обязательное условие, способное значительно ограничить круг стран, подпадающих под действие закона Дювалье. Деньги могут быть возвращены лишь тем странам, где сильно развита коррупция. Определить же, как справедливо указывают специалисты, насколько развита коррупция, нелегко. Именно на этом основании опытный адвокат в суде всегда сможет оспорить просьбу, скажем, Индонезии, Таиланда или тех же Филиппин вернуть украденные коррумпированными чиновниками деньги.
Противники закона разделились на два лагеря. Одни считают его чересчур мягким и требуют, чтобы он разрешал швейцарским властям начинать процедуру возврата краденых миллионов даже в том случае, если страна, которой они принадлежат, об этом не просит. Еще одно желательное условие: если государственные структуры по тем или иным причинам не могут потребовать деньги назад, то это за них могла бы сделать какая-нибудь неправительственная организация.
Другие полагают, что лекарство (закон Дювалье) в данном случае хуже болезни, которую оно призвано излечить, потому что нарушает один из основных принципов юриспруденции — презумпцию невиновности.
Первой проверкой на практике нового закона станет изложенное выше дело о деньгах бывшего гаитянского диктатора. В правительстве альпийской республики надеются, что уже в феврале 2011 года почти 6 млн долларов будут наконец возвращены народу Гаити.
Несмотря на вступление нового закона в силу, Жан-Клод Дювалье сдаваться не собирается. Он намерен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства и, если понадобится, готов дойти до Европейского суда по правам человека. Кстати, миллионы,
«Даже банановые республики не позволяют себе такого, — возмущается бывший диктатор швейцарскими властями, проигнорировавшими январское решение суда. — Этот беспрецедентный шаг ставит под сомнение всю финансовую систему Швейцарии».
Сергей МАНУКОВ