Следственный комитет России (СКР) 31 января прекратил дело в отношении замминистра финансов Сергея Сторчака и трех его предполагаемых сообщников. Они обвинялись в попытке мошенничества на сумму более 43 млн долларов. Уголовное преследование закрыто в связи с отсутствием события преступления. Пока неизвестно, будет ли чиновник добиваться выплаты компенсации за незаконное нахождение под стражей в течение почти двух лет. В ближайших планах Сторчака — вернуться на работу. В последнее время он находился в отпуске за свой счет.
Как рассказал BFM.ru адвокат Сергея Сторчака Андрей Ромашов, о своем решении следователь СКР Анатолий Исканцев проинформировал его подзащитного в понедельник по телефону. Такое решение было ожидаемо.
Еще 25 января защитник направил в СКР соответствующее ходатайство о прекращении дела. Это было сделано после того, как вступило в силу решение Арбитражного суда Москвы, который 26 ноября прошлого года обязал Россию в лице Минфина выплатить компании «Содэксим» 43,4 млн долларов в рублевом эквиваленте.
Тем самым, как указал адвокат, арбитраж признал наличие гражданско-правовых отношений между ЗАО «Содэксим» и государством, а, следовательно, отсутствие уголовного преступления.
Прецедент арбитражного суда
Как отметил Андрей Ромашов, арбитражный суд создал так называемую преюдицию, когда обстоятельства, установленные судом, принимаются следователем или другим судом без проведения проверки. Иначе говоря, следователь просто не мог не прекратить дело.
Адвокат напомнил, что еще летом прошлого года ходатайствовал о прекращении дела, но тогда процесс в арбитражном суде еще не был завершен, и следствие просьбу защиты отклонило.
По словам Андрея Ромашова, ему неизвестно, удовлетворил ли теперь следователь повторное ходатайство защиты или принял решение по собственной инициативе. «Так или иначе, но дело считается прекращенным по реабилитирующим обстоятельствам», — подчеркнул адвокат.
СКР подозревал чиновника в причастности к попытке хищения 43 млн долларов в рамках урегулирования алжирского долга. В 1996 году компания «Содэксим» выкупила у государства эту задолженность за 26 млн долларов в обмен на поставки алжирской продукции, но товары в Россию так и не пришли. В 2006 году «Содэксим» обратился в правительство с просьбой компенсировать потери и накопившиеся за 10 лет проценты. Правительство согласилось, и Минфину было поручено выплатить 43,4 млн долларов. Именно Сторчак занимался согласованием выплаты задолженности. Однако деньги «Содэксиму» не вернули — в ноябре 2007 года было возбуждено дело. Следственные органы арестовали Сергея Сторчака, гендиректора «Содэксима» Виктора Захарова, главу совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МрИБ) Вадима Волкова и члена совета директоров этого кредитного учреждения Игоря Круглякова. Следователи посчитали, что задолженность перед «Содэксимом» была создана искусственно, а Сторчак с соучастниками пытались похитить деньги, которые должны были поступить на счет в МрИБ.
Сторчаку, Захарову, Волкову и Круглякову было предъявлено обвинение по части 3-й статьи 30 УК РФ и части 4-й статьи 159 УК РФ (покушение на мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Замминистра финансов провел в СИЗО почти два года и вышел
Два года в СИЗО
Дело в отношении Игоря Круглякова выделили в отдельное производство
Пока шло следствие, руководство Минфина высказывалось в защиту Сторчака. Так, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что его заместитель не нарушал Уголовного кодекса, и в его действиях нет состава преступления. В деловых же кругах упорно говорили о том, что дело в отношении Сторчака было возбуждено, чтобы подорвать имидж его руководителя. О том, что дело появилось под нажимом руководства СКР, утверждал в свое время и бывший начальник Главного следственного управления Дмитрий Довгий, осужденный за получение крупной взятки.
В середине ноября Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение по делу Сторчака, Захарова и Волкова, вернув его следственным органам на доработку. В результате, следствие продлили до 24 марта 2011 года.
Пока не ясно будет ли чиновник добиваться выплаты компенсации за незаконное нахождение под стражей в течение почти двух лет. «Мы пока не готовы об этом говорить, решение будет принимать сам Сергей Анатольевич», — сказал BFM.ru Андрей Ромашов. Он воспринял решение о прекращении дела как само собой разумеющееся.
Супруга Сергея Сторчака Людмила, в свою очередь, сообщила BFM.ru, что ее муж отнесся к этому весьма сдержанно. «Он воспринял решение спокойно и с облегчением, что справедливость наконец-то восторжествовала», — сказала Людмила Сторчак. Она добавила, что почти два года под стражей не прошли для ее супруга бесследно — у него обострились проблемы с давлением и суставами. Пока Сторчак сидел в СИЗО, умер его отец. Следователи не дали обвиняемому с ним проститься. «Но Сергей человек не мстительный и зла ни на кого не таит», — сказала Людмила Сторчак. По ее словам, в ближайших планах мужа, после того, как он получит необходимые документы, — выйти на работу.
Государство заплатит
Пока неизвестно будут ли добиваться выплаты компенсации другие фигуранты дела, в том числе Игорь Кругляков. У него, как ни у кого другого, есть для этого основания. Адвокат банкира Генри Резник назвал решение о прекращении дела «единственно правильным». «Но принимать его надо было значительно раньше», — отметил он. По словам адвоката, восьмимесячное нахождение Круглякова в СИЗО чуть не свело его клиента в могилу. При выходе на свободу ему сразу же пришлось лечь в больницу для замены батареи в кардиостимуляторе. Позже Кругляков перенес два сердечных приступа. Возникли проблемы и в бизнесе.
Пока фигуранты решают, требовать им компенсации или нет, государству, похоже, придется ответить за незаконное удержание денежных средств, изъятых при обыске в квартире у замминистра финансов. Его супруга обратилась в Гагаринский суд Москвы, настаивая на выплате ей компенсации в 5 млн рублей за то, что следователи забрали в ходе обыска в 2007 году около 1 млн долларов, которые Людмила Сторчак копила на покупку загородного дома.
Мария ЛОКОТЕЦКАЯ