Предвестниками кризисов в 1973—1974 гг. и 2008—2009 гг. стали нарастающие долги, последовательные экономические проблемы и тотальное падение доверия. Все это потребовало стимулирующей государственной политики, таящей в себе возможность появления новых проблем в будущем. Федеральная резервная система США в конце прошлого года уже не могла отказаться от новой программы покупки долговых бумаг, как не могла не пойти на смягчение денежной политики в конце 1975 г. На ближайшую перспективу результаты очевидны: рынки растут, а американская экономика должна в 2011 г. прибавить 3—4%. Если ФРС пойдет на ужесточение политики только в конце 2011 г. (как было в конце 1976 г.), ее действия, возможно, окажутся запоздалыми, чтобы остановить постепенный рост инфляции на протяжении 2012 г. и еще более значительное ее ускорение в 2013 г.
Особо привлекательными в сравнении с развитыми рынками с их долгами и низкими темпами развития являются растущие и не отягощенные долговой нагрузкой развивающиеся экономики. С 1975 г. развивающиеся рынки продолжали свой рост; аналогичная ситуация наблюдается и сейчас. Можно предположить, что для удовлетворения спроса на активы развивающихся рынков местные валюты будут укрепляться в сочетании с наращиванием внешних заимствований, увеличением выпуска внутренних обязательств и акционерного капитала, а препятствиями на пути поступательного развития могут стать, например, ошибки политического плана.
Не беремся утверждать, что в 2011 г. все категории активов развивающихся рынков продемонстрируют динамику лучше американского S&P 500: международные инвесторы, по всей видимости, уже учли все факторы в котировках, в особенности в Азии и Латинской Америке, тогда как значения S&P 500 скорее отражают вероятность второй волны кризиса. При этом, как мы полагаем, наступивший год сулит наилучшие перспективы развивающимся рынкам Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Они сейчас оцениваются с дисконтом относительно других развивающихся рынков, и, как показывают наши расчеты по отдельным странам, во многих случаях их экономики могут вырасти на 5—11%.
Мы отдаем предпочтение странам с низким уровнем задолженности частного сектора, который не удовлетворил свои потребности в заимствованиях, и, желательно, располагающим собственными ресурсами для финансирования роста кредитования. К таким странам можно отнести ряд развивающихся экономик Европы, Ближнего Востока и Африки, в том числе южнее Сахары.
Могут ли наши ожидания быть неточными? Очевидно, что угрозу представляет затяжное повышение уровня инфляции в странах с переходной экономикой, но при хорошем урожае в августе 2011 г. инфляционные риски должны отойти на второй план. Риски повышения цен на другие виды сырья, вполне вероятно, могут приобрести актуальность, как и добыча нефти ОПЕК сверх сегодняшних планов, что, впрочем, не должно привести к чрезмерному повышению цен.
Источником беспокойства выступает и Китай, рост экономики которого может затормозиться, хотя при новых кредитах в объеме триллиона долларов в этом году перспективы китайского спроса представляются благоприятными. В качестве альтернативы Китай может пойти на масштабное снижение курса национальной валюты, как в 1976—1978 гг. поступила Япония; в таком случае в 2013 г. курс американского доллара может вырасти примерно до 3.8 юаня. Тогда не только резко ослабнет инфляционное давление в Китае, но и другие страны региона могут последовать примеру. Было бы слишком смело ожидать курса юаня к доллару на уровне 3,8 в 2013 г., но в свой базовый сценарий расчетов мы закладываем показатель 5,4 в 2012 г.
Мы разделяем общее мнение, что МВФ окажет помощь Португалии (в скором времени) и, возможно, Испании (позднее), а часть долгов ряда периферийных государств зоны евро, видимо, будет реструктурирована, но вряд ли ранее 2012 г.
Какие еще факторы могут оказать влияние на ситуацию в экономике? Проблемой для некоторых стран (таких как Турция или Кения, а также некоторых других развивающихся рынков Европы, Ближнего Востока и Африки) могут стать цены на нефть гораздо выше $90 за баррель, но мы не закладываем это в наш базовый сценарий на 2011 г.
Чарльз РОБЕРТСОН
Автор — главный стратег ИК «Ренессанс капитал»