Как стало известно Ъ, на ближайшем заседании Национального банковского совета (НБС) будет рассмотрен вопрос о выходе Центробанка из состава Национального депозитарного центра (НДЦ). НДЦ является главным претендентом на получение статуса центрального депозитария — структуры, которой будет передан контроль над всеми биржевыми сделками в России. Вынесение на НБС вопроса о выходе Банка России из депозитарного центра — попытка препятствовать созданию госмонополии на фондовом рынке.
В распоряжении Ъ оказались материалы к заседанию Национального банковского совета, в которых предлагается «внести на рассмотрение ближайшего заседания НБС вопрос о выходе ЦБ РФ из некоммерческого партнерства Национальный депозитарный центр», являющегося расчетным депозитарием группы ММВБ. По сведениям Ъ, письмо с соответствующими предложениями поступило председателю Национального банковского совета (НБС) Алексею Кудрину от председателя банковского комитета Госдумы Владислава Резника.
Эту информацию Ъ подтвердили в Минфине. По словам директора департамента финансовой политики Минфина, члена НБС Алексея Саватюгина, «вопрос об участии Центрального банка в инфраструктурных организациях, в частности НДЦ и ММВБ, стоит на повестке дня и будет рассмотрен на ближайшем заседании». А по мнению Владислава Резника, присутствие Банка России в составе акционеров НДЦ является единственным сдерживающим фактором для создания центрального депозитария.
Основными акционерами НДЦ являются ЗАО ММВБ (50,4%) и Банк России (42,5%). 7,1% — у российских банков. В настоящий момент НДЦ обслуживает 100% сделок на рынке
Согласно законопроекту «О центральном депозитарии», эта структура будет иметь исключительный статус: в ее функции входит открытие счета номинального держания в реестрах, открытие взаимных корреспондентских счетов с иностранными ЦД и осуществление поставки ценных бумаг для бирж. Иными словами, ЦД получит контроль над всеми биржевыми сделками и операциями с ценными бумагами на территории России. Таким образом, значительная часть бизнеса коммерческих депозитариев и регистраторов перейдет к ЦД. «Если будет введена единственность номинального держания со стороны ЦД, депозитарного рынка в России не будет,— считает глава компании Единый регистратор Валерий Титов.— А если клиентских депозитариев не будет, то рынок уйдет из страны на зарубежные площадки».
Вокруг создания ЦД в течении последнего года ведется межведомственная борьба, подкрепляемая лоббистскими интересами участников рынка. Законопроект о ЦД, разработанный ФСФР, до сих пор не согласован в Минфине и Минэкономразвития. Чиновники этих министерств считают, что законопроект создаст монополиста на депозитарном рынке с чрезмерной концентрацией рисков, лишив при этом бизнеса действующие российские депозитарии. Законопроект до сих пор не прошел согласительную комиссию при правительстве и фактически завис.
Присутствие же Банка России в НДЦ, по мнению экспертов, усугубляет проблему. Участники рынка попытались напрямую выкупить долю Банка России в НДЦ: если центральный депозитарий будет принадлежать коммерческим депозитариям, они будут участвовать в распределении прибыли от деятельности ЦД. С предложением о выкупе доли в НДЦ в Банк России обращался ряд банков, в частности, Газпромбанк. По словам источника Ъ, знакомого с ситуацией, банк предлагал заплатить $5 млн. Однако ЦБ отказал Газпромбанку.
«При наличии доли ЦБ в составе НДЦ коммерческие структуры не могут претендовать на часть акций депозитария»,— констатировал заместитель директора департамента казначейства Промсвязьбанка Петр Терехин. «Поэтому для инвестсообщества остается единственный путь принять участие в формировании ЦД и сохранить свой бизнес — заставить Банк России выйти из капитала ММВБ и НДЦ»,— заявил Ъ источник на рынке.
Выход Банка России из НДЦ — компромисс, который может удовлетворить министерства и ведомства, а также участников рынка. Соответствующие договоренности, по сведениям Ъ, уже достигнуты между министром экономики Германом Грефом и финансов Алексеем Кудриным. Им остается убедить в своей позиции ЦБ. «Решение вопроса о том, будет ли НБС рекомендовать Центробанку выйти из акционеров биржи и депозитария, зависит от того, смогут ли Сергей Игнатьев и Алексей Кудрин договориться»,— сказал источник. Зампред ЦБ Константин Корищенко заявил Ъ, что он не обсуждает инициативы отдельных игроков переговорного процесса в вопросе по созданию центрального депозитария.
«Если НБС примет соответствующее решение, то НДЦ, лишившись поддержки главного акционера, объединится с ДКК (Депозитарно-клиринговая компания, ДКК — расчетный депозитарий биржи РТС. О взаимоотношениях ДКК и НДЦ см. справку.— Ъ) на рыночных условиях»,— считает источник, близкий к РТС. На базе объединенной структуры
И хотя решения НБС для Центробанка носят рекомендательный характер, в Минфине уверены, что ЦБ прислушается к ним. Об этом заявил Ъ директор департамента финансовой политики Минфина России, член НБС Алексей Саватюгин. В противном случае, по словам источника, близкого к переговорам, Минфин может инициировать вывод из НДЦ обслуживания торгов госбумагами на бирже ММВБ. Оборот по госбумагам в НДЦ составляет 60% его бизнеса.
Мария РАЗУМОВА, Елена ГОСТЕВА
Этапы строительства центрального депозитария
Созданием центрального депозитария на российском рынке занимаются более десяти лет. Но лишь в конце 2004 года ФСФР сформулировала концепцию законопроекта. Изначально планировалось создать единый ЦД, претендентами выступали НДЦ и ДКК. Действия НДЦ были куда более успешными: так, в ноябре 2004 года НДЦ приобрел 27,9% акций ДКК у Росбанка и впоследствии довел долю в капитале ДКК до 36,96% акций (главному акционеру, фондовой бирже РТС, принадлежит 56,52% акций ДКК). К началу прошлого года НДЦ считался единственным реальным претендентом на звание центрального депозитария.
Весной 2006 года ФСФР разработала законопроект, в котором подразумевалась возможность создания нескольких ЦД. Однако он был заблокирован МЭРТом и Минфином с подачи крупных участников депозитарного и регистраторского бизнеса. Одной из главных претензий была множественность ЦД. Несмотря на то что у ДКК появился шанс на создание ЦД, участие в ее капитале НДЦ уменьшало этот шанс почти до нуля. Так, в ноябре прошлого года НДЦ фактически заблокировал решение по увеличению уставного капитала ДКК. Не помогло и появление Газпромбанка, который в начале года предложил Банку России выкупить долю НДЦ в ДКК. Ответа на это предложение не последовало. Согласительная комиссия при правительстве РФ ни в конце прошлого года, ни в начале нынешнего не разрешила противоречий ФСФР с МЭРТом и Минфином. В результате глава ФСФР Олег Вьюгин в начале этого года заявил, что передает законопроект депутатам. Пока в Думе законопроект не появился. При этом в интервью журналу «Деньги» (#6 от 19 февраля) председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский заявил, что «в интерпретации ЦБ и ФСФР центральный депозитарий — это квазирыночная структура».