Российский рынок восстанавливается после кризиса 2008—2009 гг. — спрос на финансовые услуги со стороны российских клиентов стабильно растет, утверждают консультанты Sandton.
Например, на рынке инвестбанковских услуг произойдет ни много ни мало смена ландшафта, говорят они. В верхнем сегменте рынка будут доминировать крупные российские инвестбанки, контролируемые государством, и крупные международные игроки. А вот на среднем уровне могут возникнуть новые возможности для средних банков или новых игроков.
Среди проигравших могут оказаться те, кто имеет ограниченный доступ к международным источникам капитала, не сможет адаптироваться к новым правилам и нормам, вводимым регулирующими органами, или не сумеет компенсировать потери от снижения доходности брокерских операций.
После нескольких тяжелых кварталов в инвестиционные банки возвращается оптимизм, говорит Тарас Рыбак, глава отдела развивающихся рынков Sandton. Уже по итогам 2010 г. финансовые организации увеличили фонд оплаты труда на 5—20% на человека в зависимости от функции. Самое большое увеличение фонда оплаты труда произошло в хедж-фондах, фондах прямых инвестиций и в управлении активами состоятельных клиентов (High Net Worth). Меньше других почувствовали улучшение ситуации сотрудники инвестбанков, консультирующие клиентов по слияниям и поглощениям: в 2010 г. таких сделок было меньше, чем до кризиса.
Бонус преткновения
Большинство инвестбанкиров ожидают бонуса по итогам 2010 г. Его вес, как и в прошлые годы, сильно зависит от должности сотрудника финансовой компании. Чем выше должность, тем больше вес переменной составляющей вознаграждения. Если у аналитика в инвестбанке годовой бонус может составлять 20—70% годовой фиксированной зарплаты, то у управляющего директора — до 500%.
В 2010 г. в России были финансовые компании, агрессивно нанимающие персонал, а были и те, кто оставлял штат неизменным или даже проводил сокращения для того, чтобы оставшимся сотрудникам выплатить конкурентоспособные бонусы.
Именно размер бонуса за 2010 г. может стать своеобразным камнем преткновения в первой половине 2011 г. Спрос на опытных банкиров будет расти, те, кого размер бонуса не устроит, могут выйти на рынок труда, что может привести к череде кадровых перестановок. Специалисты с опытом работы и сформированным кругом клиентов будут востребованы в гораздо большей степени, чем недавние выпускники вузов и бизнес-школ, говорит Рыбак. «В 2011 г. текучесть кадров в банковской сфере может значительно превысить показатели 2010 г.», — пишут авторы обзора.
Агрессивнее других в 2010 г. на кадровом рынке вели себя две российские финансовые корпорации — «Атон» и «Открытие», считает Рыбак.
В 2010 г. численность инвесткомпании «Атон» увеличилась на 209 человек, или на 35% по сравнению с 2009 г., рассказали в компании. За год к команде «Атона» присоединились шесть иностранцев, которые будут работать в московском и лондонском офисах компании. В совете директоров будет работать Берни Сачер, а подразделение корпоративных финансов возглавил Павел Гренбьерг. Основной костяк команды собран, рассказали в «Атоне», но это не значит, что компания перестанет нанимать сильных профессионалов. Вот только темпы роста численности в 2011 г., вероятно, окажутся несколько ниже, говорят в инвесткомпании.
Инвестиционный бизнес ФК «Открытие» за год увеличился более чем вдвое, сообщили в ФК. Если в конце 2009 г. во фронт-офисе подразделения в Москве трудился 71 человек, то сейчас — 146, численность фронт-офиса в Лондоне увеличилась с 12 человек в 2009 г. до 27 в начале 2011 г., отметили в «Открытии».
Люди под задачи
Большинство инвестбанков, работающих в России, объявят бонусы за 2010 г. в феврале 2011 г., говорит Федор Шеберстов, управляющий партнер Odgers Berndtson. Размеры возможных выплат предсказывать трудно, но недовольные, скорее всего, найдутся, считает он. Важно помнить, что для того, чтобы началась череда переходов, недостаточно желания финансистов, требуется еще и устойчивый спрос на рынке труда. А вот его Шеберстов пока не видит. Большинство переходов в прошлом году было вызвано спросом со стороны банков с госучастием, говорит он. Игроки второго эшелона наперечет. «Атон» и «Открытие» действительно были в прошлом году активны, но до уровня докризисных «Тройки» или «Ренессанса» им еще очень далеко, добавляет Шеберстов. Сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что происходило на рынке труда финансистов в 2006—2007 гг., не стоит, отмечает он.
Серьезные хедхантеры редко работают с незанятыми людьми, говорит Матвей Горбачев, управляющий партнер российского офиса Morgan Hunt. Но число переходов в отрасли зависит не только от недовольства сотрудников или желания хедхантеров. Главный вопрос в том, будут ли появляться задачи, которые потребуют новых команд и новых людей. Впрок, с расчетом на будущее, в российской финансовой сфере нанимать специалистов не принято. Чаще всего хедхантеры сталкиваются с ситуацией, когда сотрудник нужен вчера, говорит он. А если его удается переманить, то и образовавшуюся вакансию нужно заполнять как можно скорее, полагает он.
Григорий МИЛОВ