Инновационные продукты заканчиваются, теперь страховщикам приходится конкурировать сервисом и технологиями в сотрудничестве с банками. «БО» подводит итоги своего проекта в сфере банковского страхования за 2006 год.
Отчет о конференции «Страхование банковских рисков». 18 декабря 2006 года, Marriott Grand Hotel, Москва
На стыке отраслей
Третий год журнал «Банковское обозрение» ведет тему сотрудничества банков и страховых компаний в рамках своего спецпроекта «Лидеры банковского страхования». Три года назад лишь несколько крупнейших страховщиков и несколько аффилированных с банками страховых компаний работали в сфере банковского страхования. Тогда чуть ли не самым интересным и лакомым куском на этом рынке было страхование имущества (зданий, автопарка) и персонала самого банка. То есть банк выступал как обычный корпоративный страхователь. В этом смысле сфера банковского страхования только развивалась (околостраховые схемы в расчет брать не будем). Но уже было страхование банковских рисков на заемщика, страхование отдельных банковских операций, крупнейшие банки покупали полисы BBB.
Два года назад постановление Центробанка N
Ну и, конечно, самый мощный рывок на стыке отраслей произошел благодаря буму потребительского кредитования и взрывному развитию банковской розницы вообще. Страхование при ипотеке и автокредитовании еще больше сблизило еще большее количество банков и страховых компаний.
Сегодня, без сомнения, банки и страховщики являются смежниками не только потому, что вместе относятся к финансовой сфере, но и потому, что реально сотрудничают в технологических цепочках по оказанию услуг клиентам или ведут совместный бизнес.
Партнерство банков и страховых компаний активно развивается по трем направлениям.
В отличие от прежних лет на первое место сегодня выходит страхование банковских рисков на клиента, прежде всего страхование при кредитовании юридических и физических лиц.
Второе направление — все так же интересно страхование рисков самого банка. Ведь у крупного многофилиального банка есть огромный имущественный комплекс — здания, автопарк, а также большой персонал. Страхуются также специфические риски, входящие в пакет BBB — Bankers Blanket Bond. Прежде говорили, что этот полис нужен только банкам, выходящим на международные рынки: дескать, западные партнеры требуют всегда от банка BBB.
Но в последние годы срабатывала уже не только репутационная, но и страховая составляющая полиса BBB. Криминальные и компьютерные риски, риски нелояльности персонала — по понятным причинам, об этом не говорят ни банки, ни страховщики, но такие риски уже становились страховыми случаями; были уже и выплаты.
И, наконец, третье направление — совместные продажи, кобрэндинг, перекрестное использование клиентских баз, продажа банковских продуктов в страховых компаниях и полисов в банках. Развитие потребительского кредитования, конечно, подстегнуло это направление партнерства. Но вместе с тем растет и скепсис по поводу такого уж блестящего будущего перекрестных продаж, как и идеи финансового супермаркета в целом. Проблема в том, что страховщики пока не имеют достаточно набора простых коробочных продуктов, которые можно было бы продавать в банках. А возиться с более сложными, чем ОСАГО, страховыми продуктами и получать от этого агентские копейки (по банковским меркам) банки не хотят — их собственный бизнес рентабельнее.
Собрание специалистов
Примерно так выглядит история и картина рынка банковского страхования к началу 2007 года. Перипетии этой истории и детали этой картины подробно были описаны на страницах «Банковского обозрения» в предшествующие годы — номер за номером. А подробный и всесторонний обзор положения дел за 2006 год был представлен на ежегодной конференции «Страхование банковских рисков», которую «Банковское обозрение» проводило совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» 18 декабря.
Страховые компании по-прежнему являются заметным источником ресурсов и все более важным партнером для банков, поэтому банкиры проявили большой интерес к конференции по банковскому страхованию. Об этом интересе банкиров, в частности, сказал в своем выступлении заместитель генерального директора «Страхового дома ВСК» Роман Фролов: «Страхование позволяет снижать резервы на покрытие риска потребительского кредитования, сокращать расходы на работу с просроченной задолженностью и получать дополнительный доход в виде, удобном для банка: оплату услуг за расчетно-кассовое обслуживание по перечислению страховых взносов, либо комиссионное вознаграждение, что существенно увеличивает непроцентные доходы банка». Банкиров интересуют также и новые возможности по привлечению клиентов, которые может дать страховщик.
Помимо дискуссии с банкирами представители страховых компаний получили на конференции журнала уникальную возможность пообщаться друг с другом и даже с некоторой ревностью и дружеской иронией попикироваться относительно программ и технологий коллег-конкурентов. Не будет преувеличением сказать, что конференция «Банковского обозрения» собрала лучших российских специалистов в сфере банковского страхования — впервые в таком количестве.
Общий лейтмотив выступлений лидеров банковского страхования: набор страховых продуктов, предлагаемых банкам и банковским клиентам, выравнивается. Новых велосипедов изобретается все меньше, все участвующие страховщики постепенно осваивают все необходимые банкам продукты. И основная тяжесть конкуренции, основной ресурс развития банковского страхования теперь лежит в сфере технологий и сервиса. Кто предложит банкам-партнерам наилучшие технологии продажи или обслуживания продуктов, наилучший сервис по совместному бизнесу или урегулированию — тот и соберет самый большой урожай на ниве банковского страхования.
Основные тезисы, прозвучавшие на конференции:
Страховые компании перестают быть «младшими партнерами» кредитных организаций
Максим Элик, заместитель генерального директора СК «Росгосстрах»
Страховщики располагают инструментами повышения доходности банков и лояльности их клиентов
Павел Башнин, заместитель генерального директора СК «ГУТА-Страхование»
Ипотечное страхование требует детального описания отношений банка и страховщика в договорных документах
Сергей Иванов, директор департамента по работе с финансовыми партнерами СК «Оранта»
Финансовый супермаркет требует должного уровня автоматизации и кадровых ресурсов
Дэнис Агамалян, заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами САК «Энергогарант»
Страховое мошенничество скоро станет заметной проблемой для банковского страхования
Наталия Карпова, заместитель генерального директора СК «Ренессанс страхование»
Ипотечные брокеры уже имеют серьезное влияние на рынке недвижимости
Роман Варламов, начальник отдела ипотечного страхования СК «КапиталЪ страхование
Андрей МИРОШНИЧЕНКО