Цены на еду в мире поднялись до исторических максимумов. Через полгода скачок цен ждет и российский рынок, пугают экономисты. Ритейлеры говорят о готовности к вводу продуктовых карточек, инициативу прорабатывает группа при первом вице-премьере Викторе Зубкове.
О реализации планов по введению в России карточек на продукты в четверг объявил глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис (на форуме Food Business Russia). По словам топ-менеджера, карты могут появиться в 2011—2012 годах.
«Это предложение нашло поддержку на достаточно высоком уровне», — заметил Хасис.
О возможном введении продуктовых карт чиновники и депутаты Госдумы говорят с 2008 года. С аналогичным предложением выступал председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, но идея не реализована до сих пор.
В 2011 году экономисты ждут резкого скачка цен на продовольствие
Аналитики FAO сетуют на погодные условия: засуху в Аргентине, морозы в США. На фоне климатических изменений стоимость пшеницы подскочила до максимума с марта 2008 года — 269,75 евро за 1 тонну. Трейдеры ждут роста до 300 евро за тонну. Экспорт российского зерна приостановлен решением правительства.
Цены на сахар поднялись до максимума за 30 лет — 34,81 цента за 1 фунт на Нью-Йоркской товарной бирже —
Также циклон уничтожил около трех четвертей урожая бананов в Австралии, урожаи арбузов и клубники.
Российские природные катаклизмы также отразились на ценах. Засуха, пожары и неурожай 2010 года привели к подорожанию продуктов на 9,4% за год. В 2009 году цены официально росли на 6,9%. На крупы и бобовые цены за 2010 год подскочили на 60%, гречневая крупа подорожала на 290%. Подсолнечное масло за год стало дороже на 30%. Подорожал сахар — на 22,5%. Цены промышленных производителей муки выросли на 41,7%.
Закупочная цена килограмма картофеля за полгода выросла почти в 3 раза. В московских магазинах цена за килограмм варьируется от 30 до 50 рублей.
«Сохраняются риски значительного повышения цен весной этого года и по зерну — а значит, и на хлеб, и по мясной группе вслед за ним», — предупреждал ранее заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
«Неблагоприятные погодно-климатические условия в прошедшем сезоне спровоцировали сокращение сбора сельскохозяйственных культур. Урожай картофеля был ниже примерно на 30% предыдущего сезона», — рассказывает аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В структуре российского розничного продуктового товарооборота на долю импорта в 2009 г. приходилось 33%, напоминает Клягин. Поэтому, убежден он, высокие темпы роста цен на международном рынке спровоцируют скачок цен в России. Его оценка инфляции в 2011 году — около 9—9,5%. Официальный прогноз правительства — 7%.
«Сейчас компании используют запасы сырья, приобретенного до всплеска цен середины 2010 года. Через полгода, по мере выбытия старых запасов и замещения новыми, мы можем увидеть скачок цен на продукты», — соглашается аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев.
Несмотря на угрозу резкого роста стоимости продовольствия, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин сомневается в готовности государства к вводу продуктовых карточек.
«Это разговоры. Едва ли бюджет сможет взять дополнительную нагрузку», — считает он. Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров опровергает: в 2012 году могут появиться продуктовые и специальные кредитные карты. По оценке, годовая нагрузка на бюджет составит около 60 млрд рублей.
По данным Федорова, «сейчас эти предложения рассматриваются на рабочей группе при первом вице-премьере Викторе Зубкове».
Петр КАНАЕВ