Если бы я была не я, а иностранный инвестор, прибывший на форум «Россия 2011», устроенный «Тройкой Диалог», наверное, я бы осталась в легком недоумении от диссонанса между речами с трибун и происходящим на самом деле. Послушать представителей государства — мы все хотим продать, максимально избавиться от государства в экономике. И даже банк ВТБ продать целиком, как сказал помощник президента Аркадий Дворкович, тем более, что он занимается покупкой частных банков. Отличная идея. До тех пор, пока не выйдешь в кулуары.
Что же обсуждается в кулуарах? Ровно противоположная история. Две сделки прошли красной нитью через весь форум: готовящаяся, но так до сих пор и не состоявшаяся покупка частной «Тройки Диалог» государственным Сбербанком. Рубен Варданян, кстати, заметил, что он не опровергает сам факт подготовки, но приводимые в СМИ условия и сроки сделки не соответствуют действительности. Но это частности — рано или поздно сделка случится, надо полагать. Конечно, Рубен Карленович может передумать, как это уже случалось не раз, но сейчас он, кажется, не настроен на это.
Вторая сделка — покупка частной биржи РТС квазигосударственной ММВБ. Ничего не скажешь: нынешний глава ММВБ Рубен Аганбегян — крутой менеджер, смог провернуть сделку, о которой ММВБ мечтала много лет. Довольно очевидно, что эта сделка означает последовательную ликвидацию РТС — не сразу, по данным участников сделки, первые два или три года биржи будут существовать параллельно, затем все торги будут переведены на новую платформу и объединены. Видимо, под брендом ММВБ. И даже запланированное на конец 2012 года IPO новой биржи мало кого утешает. «Ну, проведут IPO в пользу какого-нибудь госбанка», — не очень верят в то, что биржа станет частной, участники российского финансового рынка.
Но вернемся к Кудрину, который считает, что принуждать надо не к инновациям, а к конкуренции. А уж конкуренция спасет российскую экономику, которая исчерпала потенциал роста за счет нефтяных цен. Отличная идея, но кто и с кем будет конкурировать? Инвестбанкиры, например, уже давно определили для себя нишу: мелкие и средние компании. Все крупные займы и размещения отойдут двум крупнейшим госбанкам: ВТБ и Сбербанку.
Лучше всего тезис о том, какой должна быть конкуренция, объяснил директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, на которого насели частные банкиры с предложением разделить Сбербанк. Или хотя бы его ограничить, а то он настолько большой, что может диктовать правила игры частным коллегам. Симановский сначала напомнил про существование ФАС и предложил обращаться туда, но потом вспомнил про грядущее создание «Почта-банка»: создадим еще одного гиганта, и пусть они конкурируют. Есть только одно «но»: частный бизнес не особенно горит желанием участвовать в создании банка на базе «Почты России». Государству придется снова самому.
Действительно, нужно создать как можно больше государственных компаний и банков, и пусть они между собой конкурируют. Только при чем тут финансовый центр, о создании которого так долго говорили чиновники? К финансовому центру вообще в другую сторону. То ли заблудились, то ли специально следы заметаем. И ведь характерно: масштабная приватизация продекларирована, но
Однако это все детский лепет по сравнению с выступлением нового мэра Москвы Сергея Собянина, который просто прямым текстом сказал, что самые сладкие активы город продаст тому, кому надо. А на аукцион попадет лишь то, что никому не нужно, вроде «Центра международной торговли», в котором проходил форум. Да еще и добавил, что город занят ревизией инвестконтрактов, заключенных при Лужкове. Кажется, на этом месте имело смысл опустить занавес. Железный. Но ничего, инвесторы — люди циничные. Им главное, чтоб каждый год ветер не менялся. В Китай ведь вкладываются? — и в Россию будут.
Елена ТОФАНЮК