Усиление позиций Сбербанка и ВТБ за счет поглощений подрывает конкурентоспособность менее крупных банков, считают в агентстве Standard & Poors.
Новые приобретения Сбербанка и ВТБ — это «медленная концентрация» силы, которая вредит меньшим по размеру российским банкам, сказал в интервью Bloomberg Скотт Бьюджи, управляющий директор по банковским рейтингам агентства Standard & Poors. «Государственные финансовые институты уже очень сильны, у них есть вес, которого нет у других, у них есть господдержка, это реальный фактор, влияющий на стоимость привлечения средств для Сбербанка и ВТБ по сравнению с другими банками», — утверждает Бьюджи. Госбанкам заимствования обходятся дешевле.
ВТБ купил 43% Транскредитбанка и хочет получить контроль над Банком Москвы, Сбербанк ведет переговоры о покупке 80% капитала инвесткомпании «Тройка диалог».
12 января спрэд доходности двухлетних бондов Номос-банка к бондам Сбербанка достиг рекордных 343 базисных пунктов, сообщает Bloomberg. В конце октября 2010 г. спрэд составлял 275 б. п. Спрэд между доходностью долларовых облигаций ВТБ с погашением в 2012 г. к аналогичным инструментам Татфондбанка за первую неделю года вырос с 575 до 628 б. п. В Бразилии, Индии и Китае, которые вместе с Россией входят в группу BRIC, спрэд в стоимости заимствований между более крупными и мелкими банками, напротив, сокращается.
Поглощения госбанками конкурентов — лишь верхушка айсберга, говорит управляющий Erste Sparinvest KAG Питер Варга. Он работает с долгами развивающихся рынков, в том числе в его портфеле есть облигации ВТБ, «Сбера» и Банка Москвы. «На этом рынке возможна дальнейшая консолидация, которая сделает сектор менее конкурентоспособным, особенно это касается небольших банков», — полагает он.
По оценке Bloomberg, поглощение Сбербанком «Тройки диалог», занимающей по организации рублевых займов второе место после ВТБ, будет означать, что государственные компании будут контролировать больше половины этого рынка.
Для оценки рисков в банковском секторе разных стран S&P применяет 10-балльную шкалу, где один балл означает минимальный риск, 10 баллов — максимальный. По этой шкале Россия набирает восемь баллов, Бразилия, Индия и Китай — пять баллов, Казахстан — девять.
По данным S&P, с точки зрения риска банков из 23 стран Россия занимает предпоследнее место. Положение хуже только в Казахстане, где крупнейший из банков — БТА — обанкротился в 2009 г. с $12 млрд долга.
Татьяна БОЧКАРЕВА