Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обнародовало на своем официальном сайте перечень агрофирм, которые приобретали сельхозтехнику по программе краевого лизинга и имеют в настоящее время просрочку по платежам. В «черный список» попали более 90 должников.
Растут долги аграриев и по федеральному лизингу. Власти и сами лизинговые операторы отмечают, что «проблемы накапливаются», но ужесточать позицию по отношению к должникам пока не намерены. Единственно уместный подход в нынешних условиях — это реструктуризация долгов, полагают эксперты.
В краевой «проблемный» перечень вошли крестьянско-фермерские хозяйства, кооперативы, сельхозпредприятия и перерабатывающие комплексы. У них разный размер задолженности — от нескольких тысяч до миллионов рублей. Общий же долг агрохозяйств перед двумя операторами, работавшими по краевому лизингу, — ООО «Югпром» и ОАО «Ставропольагропромснаб», — а, следовательно, и перед бюджетом, превышает 31,1 млн рублей. Лизинговые операторы закупали технику за счет средств края, возвращая их в бюджет по мере выполнения заемщиками своих обязательств.
Как сообщили „Ъ» в Югпроме, компания заключила госконтракт с минсельхозом в последний год действия краевой программы — в 2007 году, в течение которого передала оборудование в лизинг 105 заемщикам на сумму более 120 млн рублей. Лизингополучатели должны были погашать задолженность в течение пяти лет, однако, по словам представителя «Югпрома», с начала 2010 года просрочка «значительно выросла». В опубликованном перечне значится 29 нарушивших договорные условия контрагентов, 17 из них были включены по итогам предыдущего года.
«Основные трудности, на которые ссылаются хозяйства по 2009 году, — низкие закупочные цены и высокие расходы на ГСМ, удобрения, по 2010 году — запрет на экспорт зерновых. В договорах прописаны различные санкции при нарушении заемщиком сроков оплаты, в том числе возможность их расторжения и изъятия техники, однако такие случаи единичны, стараемся этого избегать», — говорит представитель лизинговой компании. В «Ставропольагропромснабе» ситуацию с долгами не комментируют.
В краевом минсельхозе заявляют, что ситуация «контролируется». «Есть постановление правительства края, по которому агрофирмы-должники не могут претендовать на субсидии, есть ежеквартальные «балансовые» планерки в министерстве с участием операторов и должников, где обсуждается возможность погашения или реструктуризации. Есть рычаги воздействия и у самих операторов, всего этого вполне достаточно», — считает первый заместитель министра Александр Мартычев. По его словам, просроченная задолженность на бюджете 2010 года не сказалась
С 2008 года региональные лизинговые компании — «Югпром» и «Ставрополь-Агролизинг» — работают с сельхозпроизводителями только по федеральной программе, действующих в настоящее время договоров в совокупности более 900. Объем просроченной задолженности и количество должников операторы не раскрывают. В «Югпроме» отмечают, что «просрочка растет пропорционально объему лизинговых операций».
По условиям программы краевого лизинга, срок договора — 5 лет, авансовый платеж — 10% от первоначальной стоимости приобретаемой техники, график погашения — ежеквартальные платежи, удорожание предмета лизинга за пять лет — 5%.
Срок договора по федеральной программе — до 10 лет, авансовый платеж — от 10%, платежи осуществляются ежеквартально или раз в год, итоговое удорожание — 4—6% (данные компаний).
По словам руководителя одного из региональных агрохозяйств, в условиях нестабильного рынка прогнозировать улучшение ситуации с просроченными долгами сложно. «В 2009 году зерно торговалось ниже себестоимости, в прошлом году все, кроме российских производителей, заработали на дефиците зерна на мировом рынке. Сейчас власти озабочены тем, чтобы зерно не дорожало, при этом на все остальное цены растут. Ужесточать позицию по отношению к задолжавшим хозяйствам — значит, их «добивать»», — считает он.
По мнению экспертов в текущем году рост задолженности по лизинговым программам продолжится. Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин связывает это в том числе с неэффективностью системы поддержки предприятий отрасли. «При средней рентабельности АПК в 5%-10% и при зависимости выручки, к примеру, производителей пшеницы от погодных условий в 60% −70%, ставки, даже с учетом госсубсидий в 5—7% годовых, означают для сельскохозяйственной отрасли дальнейшее затягивание долговой петли», — отмечает эксперт.
«В ситуации, когда производителей лишили рынка, говорить об ужесточении санкций неуместно, нужно обсуждать условия реструктуризации», — считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Олег КУЗНЕЦОВ