Едва Владимир Путин одобрил передачу «Российским железным дорогам» контрольного пакета акций Транскредитбанка, как на эти акции стали искать других претендентов. От столь желанного контроля над банком РЖД может отказаться уже в 2009 г., считает президент ТКБ Сергей Пушкин.
МПС было вынуждено выйти из капитала ТКБ по требованию экс-премьера Михаила Касьянова, решившего, что госструктуры могут владеть долями лишь шести коммерческих банков, в число которых ТКБ не попал. Однако РЖД, выделившаяся из МПС, стала добиваться возврата банка на свой баланс. Экс-руководитель РЖД Геннадий Фадеев просил об этом премьер-министра Михаила Фрадкова. Нынешний президент РЖД Владимир Якунин пообещал, что, в случае если банк не будет передан монополии, компания выведет оттуда основной бизнес. В середине февраля чаяния руководства РЖД наконец сбылись: президент подписал указ о передаче 75% акций банка в капитал РЖД в качестве оплаты акций допэмиссии монополии. «Это полностью отвечает интересам развития обеих компаний и отражает мировую тенденцию создания холдинговых структур, в составе которых работают банки, пенсионные фонды, страховые общества и другие подразделения, поддерживающие основную деятельность», — говорилось в заявлении компании.
Но, как выяснилось, в скором времени РЖД будет готова расстаться со столь желанным контролем над Транскредитбанком, неожиданно заявил вчера Сергей Пушкин. «У РЖД нет цели бесконечно оставаться мажоритарным акционером банка, наиболее комфортное решение — постепенное уменьшение пакета РЖД до блокирующего», — цитирует его «Интерфакс». «Ведомостям» Пушкин пояснил, что идея уменьшения доли РЖД в банке до блокпакета принадлежит менеджменту банка и в будущем планируется предложить это решение акционерам. Впрочем, в РЖД уже знакомы с этой идеей. «Мы добивались контроля над банком, чтобы увеличить его капитализацию. Но, возможно, мы от него откажемся, чтобы максимизировать объем привлечения средств на развитие инфраструктуры железных дорог», — говорит представитель РЖД.
Доля РЖД будет снижаться поэтапно: «сначала до контрольной, потом до блокпакета», рассказывает Пушкин. По его мнению, наличие государственной компании в качестве крупного акционера — плюс для банка, но «наша задача — увеличить число акционеров, чтобы увеличить капитализацию банка ", говорит он, добавляя, что к 2009 г. капитал банка планируется довести с нынешних $200 млн до $600—700 млн (с учетом присоединения к ТКБ пяти его «дочек»). Капитализация банка тогда будет составлять, по его оценке, $2—2,5 млрд. В ходе IPO, планируемом на этот же год, банк намерен продать 20—30% своих акций и привлечь еще $500—700 млн. До сих пор инвесторам, желающим приобрести пакет акций банка, приходилось предлагать дождаться окончания процедуры приватизации. «Если сейчас появится инвестор и захочет купить 10—15%, мы можем предложить это акционерам, и я не думаю, что у них будут возражения, — говорит Пушкин. — Или мы можем разослать потенциальным инвесторам предложение о покупке».
По словам пресс-секретаря «КИТ Финанса» Вадима Бараусова, аналитики банка оценивают стоимость ТКБ в $850—900 млн, считая реальным двукратный рост стоимости до 2009 г.
НА РЕЙТИНГ НЕ ПОВЛИЯЕТ
В конце февраля в связи с выходом указа о передаче 75% акций ТКБ в собственность РЖД агентство Standard & Poor«s повысило рейтинг банка с В- до ВВ-. По словам аналитика S&P Евгения Тарзиманова, агентство ожидает, что РЖД в среднесрочной перспективе не откажется от контроля в банке. Если это и произойдет, то РЖД все равно будет контролировать банк, оставаясь самым крупным акционером, считает он. Если фактически контроль за РЖД останется, формальный отказ от него не будет негативно влиять на рейтинги, говорит аналитик.
В 1999 г. основными акционерами Транскредитбанка (ТКБ) стали структуры Министерства путей сообщения (МПС), а в 2003 г. 75% акций банка было передано Минимуществу (сейчас ими владеет РФФИ). Среди других акционеров инвестбанк «КИТ Финанс» с долей в 6%. Основные клиенты банка — РЖД и предприятия отрасли. По данным «Интерфакс-ЦЭА», на 1 января активы банка составили 71,6 млрд руб. (
Анна БАРАУЛИНА