Законопроект о национальной платежной системе требует кардинальной переделки. Иначе сервисы, связанные с использованием электронных денег, уйдут из России.
Работа над поправками к правительственному законопроекту о национальной платежной системе (НПС) была очень напряженной. Этого можно было ожидать, ведь речь идет об очень сложном законе, и требовалось найти компромисс между всеми участниками рынка. Оказалось, что править документ нужно весьма серьезно.
Прежде всего, законопроект не отвечает на главный вопрос — «Что такое национальная платежная система?»; не формулирует представление о предмете закона как юридической категории — ни как об объекте права, ни как об имущественном комплексе.
Изначально предполагалось, что Российское государство должно получить свою платежную систему, аналогичную Visa и Master Card, чтобы активно ее использовать, скажем, для осуществления социальных выплат. Но выяснилось, что регулирование оборота пластиковых карт в законопроекте вообще отсутствует.
Большинство заложенных в нем норм фактически заменено отсылками к актам Центробанка. А все регулирование строится по принципу «сам устанавливаю, сам контролирую, сам наказываю в строгом соответствии с установленным мной порядком». Но ведь Гражданский кодекс предусматривает создание целого законодательного блока, посвященного расчетам (ст. 862, 863, 867, 874, 877). Между тем необходимые акты так и не были приняты, а расчеты сегодня осуществляются в соответствии с давно устаревшими документами — некоторые из них ведут свою историю с начала 1990-х годов.
Законопроект существенно сужает права плательщиков и потребителей услуг. Любые платежи там рассматриваются как банковская операция по переводу денег, поэтому во всех сферах, связанных с платежами, по сути, устанавливается банковская монополия. Понятно, что это практически неизбежно приведет к удорожанию платежных сервисов.
Предложенная система регулирования оборота электронных денег не позволяет дать им однозначную правовую квалификацию и вызывает множество вопросов. Кроме того, внятно не прописаны принципы регулирования мобильных платежей. В результате этот сегмент рынка, без преувеличения, лишается шансов на развитие. Эксперты уверены, что, если законопроект принять в первоначальной версии, это убьет отечественную сферу моментальных платежей и электронных денег. Многие сервисы переместятся за пределы России, как принято говорить, в более комфортные юрисдикции.
Наконец, предложенный в законопроекте подход к регулированию сферы платежей не соответствует подходам, принятым в развитых странах, таких, например, как страны Евросоюза.
На мой взгляд, регулирование в России платежных систем, напротив, должно стимулировать развитие новых технологий — Интернета, мобильной связи, других достижений нашего времени. Собственно говоря, и президент Дмитрий Медведев, когда указывал на необходимость создания НПС, говорил об этом в контексте задач по формированию международного финансового центра.То есть соответствие системы современным технологическим реалиям должно быть базовой задачей.
Нужен такой закон, чтобы наша НПС развивалась как отечественный аналог известных мировых платежных систем. Нам необходимо обеспечить технологический суверенитет и информационную безопасность отечественных платежных систем и стимулировать использование рубля в трансграничных расчетах. Закон должен устанавливать минимально необходимые требования к участникам рынка, определяемые на основе рисков, присущих данной сфере. И дело не должно свестись к банальному переделу рынка.
Я думаю, в самое ближайшее время мы представим поправки на рассмотрение палаты. Сроки поджимают.
Владислав РЕЗНИК
Автор — председатель комитета Госдумы по финансовому рынку