Банковский сектор России уже примерно год фактически находится в состоянии неустойчивого равновесия. Правда, последний квартал прошлого года многие участники рынка назвали началом оживления после стагнации. Банкиры перестали бояться, что будет хуже — это, пожалуй, одна из главных новостей последнего времени. Возможно, и их клиенты тоже перестали бояться. Но ведь и кризис — это штука психологическая, не так ли?
Итак, мы имеем сейчас некую точку бифуркации: ожидания участников банковского рынка сильно улучшились, прогнозы сменили знак, на докризисный уровень основных показателей еще не вышли, но к бою готовы. При этом плохие активы, необходимость дорезервирования, проблемы с процентной маржой — все это актуально и по-прежнему давит на банки. Возможно много сценариев и развития рынка, и действий отдельных банков.
Но есть очевидная тенденция: в совокупности и первый позитивный фактор («кредитная разморозка»), и второй непозитивный («активы под стрессом») одинаково будут давить на капитал. Нынешний год будет готом атаки на банковский капитал со всех сторон: и со стороны старых проблем, и со стороны нового бизнеса. И разморозка кредитования, и необходимость дорезервирования для ряда банков, и изменение регулирования (учет операционного риска при расчете достаточности капитала и необходимость резервирования по непрофильным активам) вместе нанесут удар по достаточности капитала российских кредитных организаций. Если в начале 2010 г. лишь у чуть более 20 банков достаточность капитала (Н1) была ниже 12%, то в начале этого года таких банков уже около 80, а к концу года может быть пара сотен.
Текущий год может стать рекордным по прибыли банковского сектора… и по количеству убыточных банков. Совокупная прибыль сектора по итогам 2010 года превысила даже показатели тучного 2007 года и составила 573 млрд руб. Но при этом, если в 2007 г. было лишь 11 убыточных банков, то на 1 декабря 2010 г. таких кредитных организаций в 14(!) раз больше. На фоне огромного числа убыточных банков доля прибыли Сбербанка в совокупном финансовом результате банковского сектора по итогам 2010 г. выросла до 40%.
Несмотря на то, что некоторые кредитные организации начали даже расформировывать часть резервов, проблема с прибыльностью сохраняется. Однако нельзя не признать, что «процентные ножницы» (фактор дорогих депозитов на фоне снижения ставок размещения) уже теряют актуальность. Получается, что здесь мы видим разнонаправленные тренды, и все равно для целого ряда банков получить прибыль в текущем году будет крайне проблематично.
Давление на значительную группу банков и их акционеров в 2011 году будет очень серьезным. В прошлом году все было более понятно: надо выживать, стараться сохранить лояльных и хороших клиентов, не допустить сильного ухудшения качества обслуживания портфеля и убытков. Сейчас задача переходит в иную плоскость, и возможно, решить ее будет посложнее. Начинается новая фаза передела рынка. И те банки, что достигли потолка по достаточности капитала и не имеют возможности быстро провести допэмиссию или привлечь инвестора, рискуют сильно оторваться от конкурентов — и остаться на задворках банковского сектора.
Павел САМИЕВ
Автор — заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА»