Взяточникам придется платить штраф, кратный полученной ими сумме, — соответствующий законопроект президент внес в Госдуму. Такая кара по сути своей рассчитана на тех, кто берет серьезные деньги и кому есть что терять. Но, по статистике Верховного суда за 2010 год, крупные взятки составляют лишь 2,7% от общего количества выявленных коррупционных преступлений.
Законопроект предлагает градацию наказания в зависимости от размера взятки. Если сумма не превышает 25 тысяч рублей, то штраф будет максимум 50-кратным. Тому, кто получил от 25 тысяч рублей до 150 тысяч, придется рассчитывать на 30-60-кратный штраф. Крупной будет считаться взятка от 150 тысяч рублей до 1 миллиона — отдать придется сумму от 40 до 70 раз большую. Особо крупная взятка — больше 1 миллиона рублей — будет караться максимальным, 100-кратным штрафом, но не более 500 миллионов рублей. Все это распространяется не только на тех, кто взятки берет, но и на тех, кто их дает. А также на посредников в этом процессе.
По большому счету такая мера появилась не от хорошей жизни. Как признавал, выступая с этой инициативой, Дмитрий Медведев, взяточников даже угроза длительного лишения свободы не останавливает. При новых правилах игры коррупционеру придется не только идти в тюрьму, но и расставаться с самым дорогим — с нажитым имуществом. Впрочем, все это справедливо только в случае, если факт крупной взятки будет доказан.
Пока же, по данным Верховного суда за 2010 год, самым массовым размером взятки является сумма от 500 рублей до 10 тысяч рублей — 63% выявленных случаев. А на скамье подсудимых, как правило, оказываются учителя (12% осужденных по коррупционным делам), врачи (25%), сотрудники ГИБДД (14%) и госслужащие низшего звена.
— В крупных коррупционных делах чаще всего фигурируют крупные чиновники, которые у нас, к сожалению, относятся к категории неприкасаемых в силу устойчивых личных связей как в правоохранительной, так и в политической и высшей управленческой среде, — говорит Елена Панфилова, гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл».
Тем не менее, отмечают эксперты, уровень задерживаемых коррупционеров постепенно все же становится выше, хотя случаев, когда до суда доходят взятки больше одного миллиона рублей, — по-прежнему единицы.
Что же касается низовой, так называемой бытовой, коррупции, то в этой сфере штрафы действительно способны кого-либо напугать. Но не уничтожить почву для взяточничества.
— Надо понимать отличие нашей коррупции от западной. Там коррупция провоцируется бизнесом или же желающим получить преференции гражданином. У нас же она провоцируется бюрократией и теми избыточными функциями, которыми она обладает, — полагает Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. — Существовать во внекоррупционном поле у нас практически невозможно.
Как отмечает Кабанов, кратные штрафы не будут иметь смысл без других шагов: эффективной судебной реформы, политической конкуренции, которая стимулирует ответственность госорганов. Плюс нетерпимость самого общества к коррупции.
— Эти поправки станут эффективны только в том случае, если будет четко выраженная политическая воля на то, чтобы преодолеть ощущение неприкасаемости крупных чиновников, — добавляет Панфилова. — Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. И в этом смысле законодательство, которое формируется сейчас, оно на вырост, на тот момент, когда существующая сейчас круговая порука будет преодолена.
Не менее существенными эксперты считают и предложенные президентом в том же пакете поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Они касаются организации правового взаимодействия с другими государствами при расследовании коррупционных дел, в которых замешаны юридические лица. Принятие этих поправок, полагают эксперты, поможет более эффективно и прозрачно разбираться в громких историях наподобие «дела Даймлера».
Чиновников будут отучать от взяток открытостью, декларациями и этикой
Антикоррупционная система базируется на двух документах: конвенции ООН от 31 октября 2003 года и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Оба документа предусматривают целый набор мер, которые не сводятся только к уголовному преследованию мздоимцев. Мировая тенденция в области борьбы с коррупцией — открытость всех финансово-экономических процессов, в которых может возникнуть риск взяточничества. Например, для достижения большей открытости госзакупок все шире используются компьютерные технологии.Еще одна мера, которая вот уже два года применяется в нашей стране, -декларирование доходов и имущества не только госслужащими, но и членами их семей. Одновременно предлагается ввести для чиновников некие этические нормы. Так, проект Кодекса этики и служебного поведения госслужащего, который сейчас обсуждается, предписывает чиновникам «исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». Еще одна мера — информация от граждан о фактах коррупции. В среду Общественная палата открыла «горячую линию» для сообщений россиян о фактах коррупции. Итоги работы этой «линии» лягут в основу доклада президенту об эффективности антикоррупционной работы государства в 2011 году.
Екатерина ГРИГОРЬЕВА