Вокруг Банка Москвы разгорается полноценный корпоративный конфликт. Правоохранительные органы объявили о том, что подозревают банк в мошенничестве при выдаче кредита на 13 млрд руб. сразу после того, как миноритарные акционеры Банка Москвы обратились в Арбитражный суд с иском, оспаривающим действия органов управления. Речь идет, скорее всего, о возможном введении в состав руководителей банка представителей ВТБ, являющегося главным претендентом на приобретение опорного банка Москвы. Миноритарий, подавший иск, может действовать в интересах президента Банка Москвы Андрея Бородина. ВТБ уже заявил, что расценивает происходящее как давление на ход будущей сделки.
Вопрос о продаже Банка Москвы возник после отставки Юрия Лужкова с поста мэра столицы. В конце прошлого года правительство Москвы включило банк в список объектов приватизации на 2011—2012 годы. Об интересе к этому активу еще прошлой осенью заявил ВТБ. Однако около 50% акций Банка Москвы принадлежит миноритариям, самые крупные из которых — Андрей Бородин и Лев Алалуев, близкие прежнему руководству города. ВТБ заявлял о намерении приобрести 100% акций банка до конца первого полугодия, однако миноритарии говорили, что не планируют продавать свои доли, считая эти инвестиции перспективными.
Вчера появилась информация о регистрации иска миноритарного акционера Банка Москвы ООО «Джи Си Эм» (3,25% акций) в картотеке Московского арбитражного суда. Компания требует признать недействительными решения общих собраний участников, органов управления. До сих пор акционеры Банка Москвы решения органов управления в суде не оспаривали. О каком именно решении идет речь, в карточке дела не указано.
На собрании акционеров Банка Москвы, которое намечено на 21 февраля, а повестка утверждена на совете директоров 28 января, должен быть избран новый состав совета директоров банка.
В него войдет 15 человек. В списке из 29 кандидатов — 11 представителей ВТБ. Именно это, по всей видимости, и пытается оспорить компания «Джи Си Эм». О том, что решения совета директоров воспринимаются нынешними акционерами неоднозначно, свидетельствует также информация о результатах проведения вчерашнего совета директоров. На нем планировалось утвердить повестку собрания акционеров на 4 марта, в частности вопрос о досрочном прекращении полномочий Андрея Бородина. По состоянию на вчерашний вечер представители акционеров предоставляли противоречивую информацию о результатах совета. Банк Москвы заявил, что заседание состоялось и решение будет обнародовано в пятницу. В мэрии «Ъ» сообщили, что «не располагают информацией о том, что прошел совет директоров». А агентство «Интерфакс» передало, что возле центрального офиса банка на Кузнецком Мосту в течение дня не было ни одного автомобиля представителей совета директоров банка.
В Банке Москвы отказались от комментариев относительно требований ООО «Джи Си Эм» и того, чьи интересы представляет компания. Ее акционеры зарегистрированы на Кипре, но, по неофициальной информации, эта компания действует в интересах Андрея Бородина. Напрямую ему вместе с советником Львом Алалуевым принадлежит 20,36% акций банка.
После появления информации о регистрации иска «Джи Си Эм» одна из сторон, задействованных в ситуации вокруг Банка Москвы — ВТБ, выступила с заявлением. «21 февраля 2011 года собрание акционеров Банка Москвы должно рассмотреть вопрос об избрании в совет директоров кандидатов из числа работников группы ВТБ,— говорится в сообщении банка.— Не исключено, что у некоторых лиц может возникнуть соблазн сорвать собрание или создать условия, при которых законность принятых акционерами Банка Москвы решений может быть впоследствии поставлена под сомнение. Очевидно, что в случае несоблюдения законодательства в ходе подготовки и проведения предстоящего собрания акционеров банк ВТБ приложит все усилия, чтобы эти нарушения получили адекватную правовую оценку». В ВТБ не стали комментировать, связано ли это сообщение с иском «Джи Си Эм».
Впрочем, шансов на то, чтобы выиграть дело у миноритарного акционера, чьи бы интересы он ни представлял, немного, считает партнер юридического бюро «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. «Для этого нужно доказать, что решение принято с нарушением норм закона и ущемляет права этого акционера,— говорит эксперт.— Можно настаивать на нарушении сроков оповещения или сроков собрания, однако я не думаю, что они имели место». По мнению партнера «ФБК-Право» Александра Сотова, это похоже на корпоративный шантаж. «Миноритарные акционеры пытаются усилить напряженность, однако не исключено, что эти действия — демонстрация возможностей, своего рода разминка перед тем, чтобы начать уже открытую конфронтацию. А уже после сделки миноритарии могут начать оспаривать ее действительность, например, на том основании, что не было конкурса по продаже»,— рассуждает господин Сотов. Изначально вопрос о конкурсе по продаже Банка Москвы не рассматривался, однако нынешние акционеры заинтересованы в его проведении, поскольку это позволит им выручить большие средства за акции. О целесообразности тендера высказывались глава ЦБ Сергей Игнатьев и министр экономики Эльвира Набиуллина.
События, разворачивающиеся вокруг Банка Москвы, превращаются в полноценный корпоративный конфликт, указывают эксперты. На фоне проверок Счетной палаты и действий правоохранительных органов (см. материал на этой странице) миноритарные акционеры используют доступные им инструменты, в том числе судебные иски. «Понятно, что акционеры пытаются использовать любой, даже мизерный шанс, чтобы отстоять актив, ведь речь идет не только о деньгах,— указывает директор департамента оценки Crowe Horwath РБС Максим Тищенко.— Они могут добиться отсрочки по времени, чтобы продумать свои дальнейшие действия, а одно это в сегодняшней ситуации вокруг банка немало». В Goldman Sachs International, Credit Suisse International, которым принадлежит 6,65% акций Банка Москвы, от комментариев отказались.
Юлия ЛОКШИНА