Председатель совета директоров Barclays Capital, которая решила избавиться от розничного банковского бизнеса в России, Ханс-Йорг Рудлофф, объяснил причины этого решения. Он опасается, что сюда докатятся антиправительственные выступления, которые сегодня начались на Ближнем Востоке, а потому не советует инвесторам вкладывать деньги в Россию.
Грядущие в декабре этого года выборы в российскую Госдуму и стартующая президентская предвыборная гонка отвратят инвесторов от покупок активов в России в этом году, рассказал 16 февраля агентству Bloomberg председатель совета директоров Barclays Capital в России Ханс-Йорг Рудлофф.
Сегодня на Ближнем Востоке происходят массовые волнения- антиправительственные выступления вспыхнули в Тунисе, Египте и Бахрейне, напомнил Рудлофф. Как и в этих странах, в России наблюдается большой разрыв в распределении материального благосостояния. Поэтому антиправительственные выступления «вероятны не только на Ближнем Востоке», намекает банкир. «Сегодня мы живем в очень прозрачном мире,— сказал он.— Быть деспотом в таких условиях непросто».
Эта оценка в устах крупного банкира, возможно, является косвенным объяснением того, почему одна из крупнейших банковских групп, которую он возглавляет, решила свернуть свой розничный бизнес в России.
Счастливо оставаться
Напомним, что во вторник, 15 февраля, группа Barclays объявила о решении продать свой российский розничный банк Барклайс Банк, созданный на основе Экспо-банка. Покупатель пока не найден, но британцы намерены расстаться с бизнесом уже в этом году. Тем не менее инвестиционное подразделение Barclays Capital останется работать в нашей стране.
Официальными причинами ухода называлась смена стратегии- в новом ее варианте не нашлось места для коммерческого банка. Кроме того, немаловажной причиной этого решения стало, по данным газеты «Ведомости», списание goodwill (нематериальных активов банка) на сумму 244 млн фунтов ($392 млн). По словам предправления Барклайс Банка Николая Цехомского, «в такой ситуации надо либо сокращать бизнес, либо продавать его».
Наблюдаемый сегодня существенный приток инвестиций в российские фонды
«Огромные усилия, которые предпринимают многие чиновники российского правительства в попытке убедить западных инвесторов, что инвестиции в Россию обещают огромные возможности, что Россия- прибыльное место, принесли свои плоды»,— отмечает Рудлофф. Свидетельство этому- рост российского индекса ММВБ на фоне падения падения бразильского индекса Bovespa, фондового индекса развивающихся рынков MSCI Emerging Markets Index и индийского Sensex. Лучше российского рынка (+1,1% с начала года) сегодня растет только китайский Shanghai Composite (+4,1%). Рубль вырос на 4,5% против доллара с начала года, это лучший результат среди 25 валют развивающихся экономик, за которыми следит Bloomberg. Кроме того, российское правительство на этой неделе выручило $3,3 млрд, продав 10-процентную долю в ВТБ.
Хотя «заманчивые призывы» российского правительства помогли российскому фондовому рынку в этом году обогнать многих конкурентов, эта опережающая динамика может прекратиться, считает банкир.
«Россия не станет мировым финансовым центром»
Ханс-Йорг Рудлофф, который работает в России с 1992 года, не первый раз скептически отзывается о российской экономике. В частности, на прошедшей в сентябре прошлого года конференции под названием «Москва- международный финансовый центр, рубль- резервная валюта: реалии и перспективы», он заявил: «Россия международным финансовым центром в ближайшем будущем не станет». По его словам, догнать Нью-Йорк и Лондон Москва не может хотя бы потому, что уступает по такому критерию, как количество квалифицированных финансистов, работающих в городе. Более реальной стратегией для России Рудлофф считает ориентацию на создание регионального финансового центра.
Тандем успокоит инвесторов
Российские экономисты не соглашаются с опасениями Рудлоффа по поводу политической стабильности в России. «Политическая система в России достаточно стабильна, на выборах никакой особой интриги не ожидается,— считает Алексей Девятов, главный экономист инвесткомпании „Уралсиб Кэпитал».— Тандем сохранит свою власть, причем не слишком важно, кто именно из двоих фигур будет президентом; маловероятны и слухи о возникновении третьей фигуры».
Правда, после выборов новому правительству, скорее всего, придется принимать ряд непопулярных решений, в частности повышать пенсионный возраст и замораживать объемы социальных расходов. «И это действительно будет принято населением без восторга, но поскольку эти реформы будут, скорее всего, проводиться постепенно и по чуть-чуть, угрозы стабильности до выборов 2018 года я не вижу,— говорит Девятов.— Это не та причина, которой нужно объяснять уход из России с точки зрения инвестиций».
У инвесторов сейчас весьма позитивное настроение относительно России, отмечает экономист. «Либо Рудлофф имеет слишком особую точку зрения, которая, на мой взгляд ничем не оправдана, либо у него есть какие-то другие причины, о которых он предпочитает не говорить, а ссылаться на обстоятельства»,— отмечает Девятов.
Не первый
Между тем Барклайс Банк — не первый западный банк, который принял решение уйти из России за последнее время. В конце прошлого года испанская группа Santander (входит в топ-10 банков мира) продала свой дочерний «Сантандер Консьюмер банк» региональному розничному банку Восточный экспресс банк. В свою очередь скандинавская финансовая группа Swedbank в прошлом году приняла решение закрыть розничный бизнес в России и сосредоточиться на обслуживании корпоративных клиентов. Ранее о намерении продать местную «дочку» заявила также бельгийская KBC. Также в прошлом году от российского бизнеса избавился американский Morgan Stanley.
Кроме того, решение о закрытии российской «дочки» принял голландский банк Rabobank. В четверг российский ЦБ распространил сообщение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации ЗАО «Рабобанк» с 17 февраля 2011 года. Лицензия аннулирована по ходатайству самого банка. Рабобанк проработал недолго- лицензия была выдана ему в январе 2009 года, но уже в 2010 году зафиксировал убыток в размере 54,58 млн рублей. Впрочем, продан банк не будет: он сохранит в России свое представительство для обслуживания голландских клиентов, которые занимаются бизнесом в России.
Виною — кризис
По мнению экономиста Алексея Девятова, уход упомянутых банков не говорит о массовом исходе с российского рынка. «Многие из этих банков вошли на пике, непосредственно перед кризисом, у них были весьма радужные ожидания относительно перспектив бизнеса в России,— напоминает экономист.— Эти ожидания не оправдались».
Действительно, сегодня перспективы кредитования в России выглядят, по словам Девятова, не слишком блестяще: ожидается, что рост кредитования будет на уровне 15—18% в год, тогда как до кризиса он достигал 50%. «До такого уровня в обозримой перспективе вернуться вряд ли удастся, поэтому, видимо, люди разочаровались и решили не продолжать бизнес в России,— резюмирует Девятов.— Но это не имеет никакого отношения к политической стабильности».
Илья ЗИНЕНКО