Русь-банк подготовился к смене бренда на более раскрученный «Росгосстрах», которую намерен произвести этой весной. Чтобы новое окологосударственное название согласовал Минюст, банк регистрирует десятки представительств в разных регионах, пытаясь продемонстрировать общероссийский масштаб бизнеса. Решение Минюста будет зависеть от лоббистских возможностей его собственников и руководства, указывают эксперты.
Русь-банк официально запустит процесс своего переименования 10 марта. Как следует из опубликованного вчера сущфакта, в этот день его акционеры на внеочередном собрании рассмотрят вопрос об обращении в Минюст для согласования в названии банка производных от слов «Россия» и «Российская Федерация». Эти производные будут использоваться в новом названии Русь-банка — Росгосстрах-банк. «Будущая смена названия связана в том числе с усилением позиционирования банка»,— сообщил предправления Русь-банка Александр Фалев. За согласованием государственных слов в названиях компаний из банков обращался только банк «Россия» и в сентябре 2009 года его получил. Русь-банк претендует на использование государственных слов в новом названии, несмотря на существенно более скромные масштабы бизнеса.
По данным ренкинга «Интерфакса» на 1 января 2011 года, Русь-банк занимал 43-е место по размеру активов (91,3 млрд руб.) и 64-е место по объему капитала (7,4 млрд руб.). Основным акционером Русь-банка с долей 79,66% является Сергей Хачатуров — брат Данила Хачатурова, совладельца и гендиректора ОАО «Росгосстрах». Еще 18,6% акций Русь-банка владеет Ирина Дюбкова.
Разрешение на использование в названии государственных слов выдается, если компания соответствует одному из нескольких критериев: имеет филиалы или представительства на территории более чем половины субъектов России, является крупнейшим налогоплательщиком, имеет более чем 35-процентную долю на рынке определенного товара, занимает на нем доминирующее положение или находится в государственной собственности не менее чем на 25%.
В такой ситуации Русь-банку будет непросто получить разрешение на переименование, указывают эксперты. «Единственным критерием, которому Русь-банк теоретически может соответствовать, является наличие крупной сети филиалов или представительств»,— говорит партнер компании BDO в России Денис Тарадов. Понимают это и в Русь-банке и намерены выстроить такую сеть достаточно оперативно. Как видно из раскрытого в конце декабря сущфакта, совет директоров Русь-банка принял решение открыть представительства в 44 городах России — все крупные областные центры.
Впрочем, в случае банковского бизнеса число открытых банком представительств вовсе не определяет реальный масштаб его деятельности, указывают эксперты. «Банк пытается формально соответствовать требованиям, необходимым для переименования,— считает вице-президент банка «Лада-Кредит» Дмитрий Исаев.— Представительства не имеют права осуществлять никаких банковских операций, а только представлять интересы банка». «Сеть таких подразделений, учитывая их сведенный к минимуму функционал, построить гораздо дешевле и быстрее, чем любых других»,— добавляет директор департамента розничных продаж Промсвязь-банка Егор Шкерин. По его словам, через представительство банк может развивать исключительно POS-кредитование (кредитование в точках продаж), не требующее наличных расчетов. В настоящее время Русь-банк POS-кредитованием не занимается. «Решение Минюста о регистрации нового бренда Русь-банку, лишь формально соответствующего необходимым критериям, будет зависеть от административных ресурсов акционеров банка и их лоббистских возможностей»,— полагает господин Исаев.
Дарья ЮРИЩЕВА