ВТБ подозревает, что Банк Москвы ведет нечестную игру, чтобы заранее обеспечить недействительность решений будущего собрания акционеров. Это собрание должно ввести представителей ВТБ в совет директоров Банка Москвы.
Поглощение Банка Москвы (БМ) Внешторгбанком (ВТБ) приобретает скандальный оттенок. ВТБ заподозрил неладное в действиях БМ в отношении собрания акционеров, запланированного на понедельник, 21 февраля. На этом собрании будет рассмотрен вопрос об избрании в совет директоров кандидатов от ВТБ (из 29 кандидатов на 15 мест 11 представляют ВТБ). «Не исключено, что у некоторых лиц может возникнуть соблазн сорвать собрание или создать условия, при которых законность принятых акционерами Банка Москвы решений может быть впоследствии поставлена под сомнение, — говорится в официальном заявлении ВТБ, полученном «Газетой.Ru» вечером в четверг. — Очевидно, что
в случае несоблюдения законодательства в ходе подготовки и проведения предстоящего собрания акционеров ВТБ приложит все усилия, чтобы эти нарушения получили адекватную правовую оценку».
ВТБ намерен купить 100% акций БМ. Сделку уже одобрил наблюдательный совет госбанка. Сначала ВТБ намерен выкупить долю мэрии (46,48%), затем долю Столичной страховой группы (17,32%) и в третью очередь долю миноритариев, среди которых президент БМ Андрей Бородин. Покупку также одобрила ФАС. Однако Минэкономразвития высказалось за то, чтобы приватизация БМ проходила посредством открытого аукциона. Купить Банк Москвы выражал желание Альфа-банк, также среди претендентов президент Банка Москвы Андрей Бородин и заместитель председателя совета директоров Лев Алалуев.
Параллельно готовится собрание акционеров 4 марта, на нем, по сообщению пресс-службы мэрии столицы, будет рассмотрен вопрос о смене главы банка. В отношении этого собрания с предупреждением выступил сам Банк Москвы.
«В СМИ может быть распространена недостоверная информация о созыве внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Банк Москвы» 4 марта 2011 года
с указанием повестки, времени, места проведения собрания и иных процедурных вопросов», — говорится в официальном релизе банка. Вопросы «повестки, времени, места проведения собрания и другие связанные вопросы» должны были быть рассмотрены в четверг на заседании совета директоров.
Но заседание совета директоров 17 февраля не внесло ясность, а стало лишь новым поводом для неразберихи.
Пресс-служба Банка Москвы утверждает, что заседание совета состоялось. В то же время источник, близкий к совету, заявил, что приглашение на него пришло не от главы совета, а от президента и совладельца Банка Москвы Андрея Бородина, сообщает РИА «Новости». Корреспондент агентства, побывавший у центрального офиса Банка Москвы, где традиционно проходят заседания совета директоров, в назначенное время не заметил членов совета у входа в здание. Факт, что заседание не состоялось, подтверждает и инсайдер, хорошо знакомый с ситуацией.
Дополнительно отягощает обстановку миноритарий Банка Москвы, подавший в суд на банк. В картотеке дел Московского арбитражного суда появился иск от ООО «Джи Си Эм» (совместно с «Джи Си Эм Инвестментс» владеет 6,41% акций БМ в интересах фонда GCM Russia Opportunities), поданный в среду, 16 февраля, по которому ответчиком выступает Банк Москвы. Суть иска — «обжалование решений общих собраний акционеров (участников), органов управления обществ». О каком именно решении идет речь, из доступной на сайте информации непонятно.
«Действия Банка Москвы и миноритариев, которые могут действовать в интересах банка, направлены на то, чтобы воспрепятствовать вхождению в состав управляющих органов банка представителей ВТБ», — говорит юрист арбитражной группы компании «Вегас Лекс» Александр Трушков. Банк Москвы может провести собрание акционеров, заведомо нарушив собственный устав. «Еще в ходе подготовки возможно нарушение порядка оповещения акционеров, сроков проведения собрания, составления списка лиц, которые будут допущены на собрание, — объясняет эксперт. — Затем эти нарушения могут быть основанием для того, чтобы признать решения, принятые на собрании, незаконными». Заявление ВТБ, по словам юриста, может преследовать несколько целей. «Скорее всего, банк еще пытается придать легитимность будущему собранию. А также просто объявляет о собственной осведомленности, — считает Трушков. — ВТБ вправе позже по собственной инициативе созвать собрание акционеров».
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ