ВЭБ поможет Москве строить дороги, причем деньгами. Во вторник вечером набсовет госкорпорации одобрил выделение 900 млн рублей на подготовку проектов городского развития на условиях государственно-частного партнерства.
Вообще-то история началась еще в декабре прошлого года, когда «Внешэкономбанк» анонсировал свою готовность инвестировать в разные проекты до 2 млрд рублей в год, или 10 млрд рублей за пять лет. Эта история получила условное название «Фонд содействия проектам развития», хотя как таковой фонд в обособленном виде не существует. Иначе его еще называют инфраструктурным фондом, поскольку речь идет в первую очередь именно о создании инфраструктуры — социальной, транспортной, ЖКХ и прочей.
Инструмент предполагается использовать для финансирования добанковской стадии реализации проектов, например, подготовки предпроектной и проектно-сметной документации — того, на что получить банковское финансирование невозможно. Деньги не предполагается раздавать просто так: они выделяются на условиях срочности, возвратности и платности. И хотя средства предназначены, в первую очередь, для регионов, Москва станет первой, кто сможет получить средства из инфраструктурного фонда. Неудивительно: мэр Сергей Собянин еще в декабре просил премьера Путина привлечь ВЭБ к финансированию городских проектов. И в конце же декабря правление ВЭБа уже приняло решение потратить на столицу до 1 млрд рублей из средств фонда.
Москва, как нетрудно догадаться, представляла в госкорпорацию свои самые главные проекты — транспортные. Всего их предложили девять (не считая проектов в области малого и среднего предпринимательства и социалки), Slon.ru располагает списком этих проектов. В принципе, никаких новых идей не появилось: все эти проекты так или иначе обсуждались раньше в публичном поле. Это развитие метро, создание скоростного трамвая, организация пассажирского движения по Московской кольцевой железной дороге, развитие единой системы пассажирских перевозок река-автобус-железная дорога-метро. Отдельно заявлен проект комплексной модернизации пассажирского наземного транспорта. Кроме того, есть строительство парковок, а также сети крупных логистических центров, позволяющей управлять потоками грузов, в рамках «чистки» города от грузовиков.
Не забыты и Химки: среди проектов имеется строительство вылетной магистрали с перехватывающей парковкой. Кроме того, власти планируют соединить все аэропорты железной дорогой — это тоже есть среди заявленных проектов. Последний и самый мелкий — создание транспортного приложения к универсальной электронной карте (это та карта, которая разрабатывается Сбербанком, «Уралсибом» и «Ак Барсом» при деятельном участии Mastercard).
Средства ВЭБа пойдут на подготовку документации: меморандумов, ТЭО и прочего. Обычно, стоимость этой стадии составляет 8—15% стоимости проекта: чем сложнее проект, тем дороже предпроектная документация. Дороги, конечно, сложная история, но все же не химический завод, потому можно считать, что стоимость предпроекта — 10%. Совершив простые математические действия, определяем, что стоимость реализации самих проектов — 9 млрд рублей. Не так уж и много, если сравнивать с бюджетом города, превышающем триллион рублей, в котором одна только инвестиционная программа запланирована в объеме 230 млрд рублей.
Но смысл в том, что свои выделенные деньги госкорпорация будет контролировать и требовать отчета. Кроме того, их собираются вернуть — за счет капитализации проектных компаний. Впрочем, механизм еще до конца не разработан. Завтра в Минтрансе, как ожидается, состоится совещание, на котором будут выбраны проекты, которые и получат средства из одобренных Набсоветом 900 млн рублей.
Странно слышать, что Москве с ее триллионным бюджетом не хватает денег на разработку предпроектной документации для, вообще-то, приоритетных проектов: Собянин вроде бы взял курс на решение транспортных проблем. Уж один-то миллиард могли бы оторвать от инвестиционной программы — вон, их там целых 230. Да еще больше 100 млрд выручили за продажу доли города в «Банке Москвы». Впрочем, есть подозрение, что логика была другой: привести кого-то, кто будет следить за тем, как тратятся эти деньги. Может, тогда хоть не все разворуют.
Для ВЭБа этот проект — попытка все-таки стать банком развития. Если вспомнить, что госкорпорация все же подавала заявку на покупку акций ВТБ в рамках SPO и если предположить (а скорей всего, так и было), что заявка подавалась на весь объем, а это 90 млрд рублей, то мы увидим, в какой части ВЭБ — банк развития, а в какой — агент правительства.
Елена ТОФАНЮК