«Финам» подвел итоги одной из самых громких кампаний на рынке коллективных иневстиций. Почти 800 человек смогли обменять рекламный купон на бесплатный пай. Причем 503 человека получили паи, исходя из их стоимости до дробления, т. е. по $100.
С 22 февраля «Финам» стал распространять 20 000 открыток через сеть Fly Cards, хотя изначально рассчитывал на тираж в 1,5 млн. «Мы не заинтересованы в образовании еще одной волны очередей — нынешний приток новых клиентов (30—40 человек в день) нас вполне устраивает», — объясняет пресс-секретарь «Финама» Владислав Кочетков.
С 8 февраля по 7 марта в офисы «Финама» пришли 793 человека с открытками на получение паев, рассказал Кочетков, из них 503 человека — с 8 по 21 февраля, до дробления паев. По данным Investfunds.ru, чистый приток в фонд «Финам Первый» в феврале составил 5 млн руб., причем почти 2 млн из них пришли 19 февраля. Кочетков говорит, что «Финам» не подсчитал, сколько денег вновь пришедшие клиенты забрали: «По нашим оценкам, 70% из них довносят деньги».
«На обмен открытки из Forbes на пай у меня ушло три дня, документы я получила 14 февраля, а выписку со счета прислали только в марте, — рассказывает новоиспеченная пайщица, пожелавшая остаться неизвестной. — Деньги заберу после розыгрыша слитков». По ее словам, после волокиты и очередей от желания довнести средства в паи «Финама» не осталось и следа. Корреспондент «Ведомостей», побывавший 14 февраля в офисе «Финама» с открыткой, получил уведомление о том, что счет открыт, 1 марта. «Я пришел в «Финам» 16 февраля, хотел обменять открытку и вложить еще 5000—10 000 руб., — делится пенсионер Александр Огуреев. — Банки дают маленькие проценты». Но после нескольких часов стояния в очереди пенсионер развернулся и уехал домой. «Нашим компаниям, которые не выполняют обязательств, доверять свои деньги я не буду», — зарекается он.
Исходя из данных «Финама», отклик на акцию составил менее 0,6%. Прочие кампании не побуждали людей получать дополнительную информацию об индустрии коллективных инвестиций, тогда как сотни людей пришли в офис «Финама» и тысячи позвонили, доволен гендиректор «Финама» Виктор Ремша.
Зарабатывали на акции не только пайщики. «Мы с друзьями купили 200 журналов Forbes по 100 руб. и перепродали их по 250—300 руб.», — рассказывает сотрудник финансовой компании. А на интернет-форумах стоимость Forbes с купоном превышала 1000 руб.
Отклик на промоакцию в 0,6% — очень мало, считает гендиректор Imageland Дмитрий Кантор. По его словам, история с дроблением паев и очередями — минус для репутации «Финама», который все же выделился на фоне других управляющих.
Акция прозвучала широко, но результат от нее скорее негативный, считает вице-президент «Тройки Диалог» Андрей Звездочкин. Он полагает, что большинство людей пришли взять пай и погасить его. Для клиента с $20 000 вряд ли подаренный пай стоимостью 300 руб. будет главным доводом при выборе управляющего, резюмирует Звездочкин.
В февральский журнал Forbes была вложена открытка, которую можно обменять на пай открытого смешанного ПИФа «Финам Первый» и либо погасить его, либо принять участие в розыгрыше настоящих золотых слитков. Тираж Forbes в 108 000 экземпляров появился в продаже 8 февраля. К этому моменту «Финам» планировал провести дробление паев в 10 раз, но решение вступило в силу лишь 21 февраля. В результате стоимость купонов в Forbes составила около 310 млн руб., что сопоставимо с активами всех ПИФов под управлением «Финама» и превысило активы «Финама Первого».
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА