Банкиры внимательно следят за последними веяниями на рынке АБС, но внедрять новинки у себя не торопятся. Стратегия развития АБС большинства кредитных организаций сегодня предусматривает лишь замену и внедрение отдельных модулей АБС. Особое внимание банкиры уделяют автоматизации розничного блока, так как от этого напрямую зависит успех банка в борьбе за частных клиентов.
Что новенького?
За прошедший год рынок разработок АБС, по словам опрошенных «БО» банкиров, не предложил кредитным организациям каких-то принципиально новых решений. «Насколько нам известно, за последний год программных продуктов для комплексной автоматизации банковской деятельности, кардинально отличающихся от предыдущих версий, на российском рынке не появилось», — рассказывает начальник управления банковских технологий Экспобанка Анатолий Васильев. С ним согласен начальник управления автоматизации Банка проектного финансирования Дмитрий Безруков. Он отметил, что фирмы-разработчики программного обеспечения (ПО) для банков сейчас в основном сосредоточены на расширении функциональных возможностей продаваемых ими АБС, а не на создании принципиально новых систем.
Начальник департамента по информационным технологиям Транскапиталбанка Валерий Шеин согласен с мнением коллег. Однако исключением из общего правила, по его мнению, можно назвать появление розничного фронт-офиса «Diasoft Fa# Retail.Front», который Транскапиталбанк планирует внедрить у себя. На эту же систему обратили внимание в ИНГ-банке. По словам начальника управления информационных технологий ИНГ-банка Дмитрия Гурина, новая архитектура, заявленная к внедрению компанией «Диасофт», имеет безусловные преимущества по сравнению с существующей версией. Единственное, что компания не успела осуществить, — это полномасштабное внедрение новой концепции, которая должна быть представлена как брэнд «Диасофт Fa#".
В Московском кредитном банке назвали еще одну новинку — АБС под названием «NEXT» от фирмы «Кворум». Как предполагает заместитель начальника управления автоматизации Московского кредитного банка Василий Чмыхов, система NEXT будет иметь хорошие перспективы в будущем и через несколько лет сможет стать одной из самых востребованных АБС на рынке.
Мода на иностранные разработки
В прошедшем году активизировались поставщики западных АБС. Вице-президент, заместитель руководителя департамента операционно-технологической работы «АйСиАйСиАй Банк Евразия» Ольга Никулина отметила появление новых иностранных игроков: «Эта тенденция объясняется стремительным развитием банковского розничного бизнеса и отсутствием достаточного опыта в этой сфере у отечественных вендоров».
Иностранные компании оперативно реагируют на рыночную ситуацию и предоставляют уже готовые решения российским банкам. «Было заключено несколько контрактов, иностранные системы участвовали во многих тендерах, — рассказывает вице-президент Московского банка реконструкции и развития Аркадий Затуловский. — Из новинок рынка АБС можно отметить систему
Ольга Никулина (АйСиАйСиАй Банк Евразия) обратила внимание на активизацию другого иностранного разработчика — компанию 3i Infotech (Великобритания), которая является мировым лидером продаж банковских систем, охватывающих различные сегменты автоматизации работы банка, в том числе и ритейл. Программное решение этой фирмы дает возможность пользоваться единым интерфейсом, как русскоязычным, так и англоязычным, а также представлять отчетность как по российским, так и по западным стандартам. Кроме того, разработчиком заявлено о полноценном решении мониторинга согласно закону о противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Однако не стоит ждать, что западные разработчики АБС полностью вытеснят отечественных вендоров. При внедрении иностранных АБС в российских банках возникает ряд проблем. «Сегодня особенности российского законодательства и регулирования со стороны ЦБ РФ не позволяют банкам в полной мере использовать АБС иностранного производства, — объясняет Ольга Никулина. — Кроме того, приобретение иностранной АБС — достаточно дорогостоящий и масштабный проект, который может не отвечать целям и задачам на различных этапах развития кредитной организации».
Слабым местом иностранных систем по-прежнему является их недостаточная адаптированность к российским условиям. «Российские же разработки «подтянулись» по таким важнейшим параметрам, как производительность, масштабируемость и функциональность, — рассказывает управляющий директор дирекции решений для финансовых институтов компании ЦФТ Андрей Фомичев. — В сочетании с правильным подходом к качеству сопровождения клиентов (на русском языке) и соответствием законодательству они будут и дальше составлять достойную конкуренцию западным решениям». Российские разработчики в этом году ощутили, что интерес со стороны крупных банков к западным системам вырос. Но, как считает Андрей Фомичев, это лишь мода и попытка угодить потенциальным западным инвесторам, которые реально готовы вкладывать в хорошо работающий бизнес.
Есть противоположное мнение о конкурентоспособности российских вендоров перед иностранными. «К сожалению, наши разработчики проигрывают западным в том, что сейчас на рынке нет российской АБС, построенной на базе универсального фронт-офисного решения, — утверждает руководитель отдела консалтинга компании BCC Павел Сахаров, — но сегодня некоторые отечественные компании уже заявили о построении универсальных фронт-офисных решений и даже начали первые внедрения таких систем». Если результаты по реализации этих проектов окажутся положительными, то можно будет говорить о большой победе российских разработчиков, считает эксперт.
Банкиры выбирают автоматизацию по частям
Но следить за новинками АБС и делать прогнозы — это одно, а вот применять новое решение на практике при реализации стратегии развития автоматизации в банке совсем другое. В основном кредитные организации принципиально не изменяют структуру АБС, а совершенствуют уже существующую систему, внедряя и дорабатывая отдельные ее части. «ИНГ-банк продолжает активную работу на рынке корпоративного банковского обслуживания, — рассказывает Дмитрий Гурин, руководитель IT-управления банка, — поэтому большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию функционала в АБС, которая используется уже более шести лет. Особый акцент в прошлом году был сделан на развитие модулей, отвечающих за корпоративное кредитование, корреспондентские отношения, ввод в эксплуатацию систем по учету движения пластиковых карт и внедрение новых продуктов, таких как, например, таможенная карта».
В Транскредитбанке тоже активно занимаются совершенствованием и внедрением отдельных частей АБС. «За прошлый год были внедрены модули, связанные с кредитной работой, а именно внутренним бюро кредитных историй банка и его связью с внешними бюро, а также учетом операций с револьверными кредитными картами, — рассказывает вице-президент — директор департамента иформационных технологий Транскредитбанка Сергей Русанов. — Кроме того, введено в эксплуатацию ПО для поддержки требований финансового мониторинга, а еще обеспечена автоматизация новых линеек вкладов и системы внутреннего финансового планирования», — добавляет эксперт. В Оргрэсбанке внедряют новый модуль АБС по автоматизации факторинговых операций компании «Инверсия». Завершить работы планируется в феврале-марте. А вот в Городском ипотечном банке в прошлом году был интегрирован в АБС новый фронт-офис.
Интересное решение выбрал для автоматизации фронт-офиса АйСиАйСиАй Банк Евразия. Там используют систему «Reuters Kondor+», которая является унифицированным решением во всех представительствах и филиалах ICICI Bank Ltd. Особенностью данной системы является отсутствие необходимости ее адаптации в связи с универсальностью совершаемых операций по всему миру.
Творческие планы
Стратегии развития АБС в ближайшем будущем у многих банкиров также не отличаются излишней смелостью. Оказалось, что многие пока не готовы к внедрению принципиально новых решений, а собираются работать лишь над отдельными модулями своих систем. «Одним из приоритетных направлений развития для нас является противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, — рассказывает заместитель начальника управления программного обеспечения Оргрэсбанка Сергей Жирнов. — К сожалению, представленные на рынке системы западных вендоров пока слабо соответствуют требованиям российского законодательства, а также принятым в банке методикам работы. Поэтому было принято решение развивать собственную разработку».
Конечно, многие кредитные организации все-таки предпочитают обращаться к профессионалам. Однако собственное творчество IT-служб банков по разработке АБС иногда ничем не хуже приобретенных на стороне разработок. «В нашей практике были случаи, когда системы, разработанные банками самостоятельно, оказывались очень хорошего качества, — подтверждает руководитель управления финансовых приложений компании РДТЕХ Виктор Сусойкин. — При этом большое преимущество собственной АБС — возможность ее доработки в разумные сроки».
В АйСиАйСиАй Банке Евразия, наоборот, собираются продолжать активно развивать иностранную АБС, но одновременно с российской разработкой. «Основные задачи, которые мы преследуем, заключаются в сведении к минимуму присутствия человеческого фактора, повышении гибкости решений по отношению к нашим новым продуктам и услугам в сфере ритейлового и корпоративного бизнеса, максимальной автоматизации процесса предоставления и трансформации отчетности, а также в удобстве пользования», — сообщила «БО» Ольга Никулина (АйСиАйСиАй Банк Евразия). Кроме того, важную роль для банка играет филиальная сеть, которую планируется активно развивать в ближайшее время. Автоматизация подразделений будет построена в соответствии с IT-политикой банка, а отчетность по международным и российским стандартам бухгалтерского учета будет формироваться в центральном офисе. Однако и это не все, что планирует сделать АйСиАйСиАй Банк Евразия в ближайшее время. «Будет установлена система электронного документооборота по аналогии с той, которая уже активно используется в ICICI Bank Ltd, — рассказывает Ольга Никулина. — Она позволяет обрабатывать большое количество входящей информации в виде звонков, документов, счетов с учетом географического разброса филиалов и подразделений банка, а также отслеживать все внутренние документы, обеспечивать и контролировать защищенный документооборот по различным направлениям бизнеса».
В Банке проектного финансирования сосредоточат внимание на развитии подсистем, направленных на работу с физическими лицами, в частности дистанционного обслуживания клиентов. Похожие планы у Городского ипотечного банка. Там собираются развивать модули АБС, которые позволят предложить дополнительный сервис клиентам, в том числе интернет-банкинг. В Экспобанке тоже будут заниматься улучшением качества работы розничных АБС. «В рамках развития и совершенствования АБС нашего банка планируется развивать кредитный блок, упорядочивать работу с клиентской базой и получением отчетности», — рассказывает Анатолий Васильев (Экспобанк).
Какая АБС соответствует потребностям банка на современном этапе?
Ольга Никулина, вице-президент, заместитель руководителя департамента операционно-технологической работы АйСиАйСиАй Банка Евразия:
— Идеальной системы не существует. Есть решения, которые соответствуют стратегии и задачам бизнеса. Если говорить о желаемых свойствах автоматизированной банковской системы, то она должна быть максимально гибкой и простой в использовании, соответствовать стандартам IT-безопасности и отличаться быстродействием, а сам разработчик — оперативно реагировать как на смену законодательства, так и на запросы банка, что является ключевым показателем при выборе системы. Система должна легко обрабатывать стремительно растущие объемы информации, и не только следовать по своим возможностям за ростом бизнеса компании, но и иметь достаточную гибкость для реализации новых решений и доработок. Не следует забывать также и о цене внедрения АБС, стоимости ее дальнейшей поддержки и дополнительных расходах, которые банк может понести.
Дмитрий Гурин, начальник управления информационных технологий ИНГ-банка:
— Система должна быть масштабируемой и удовлетворять международным стандартам качества и безопасности. Кроме того, современная АБС работает в распределенной среде и имеет возможность настраиваемого документооборота. Система должна быть модульной и с открытым API интерфейсом для упрощения ее интеграции с другими приложениями, работающими в банке.
Аркадий Затуловский, вице-президент Московского банка реконструкции и развития:
— Система должна обладать широкой функциональностью, особенно в ритейле. При этом важна гибкость настройки АБС и возможность кастомизации, в том числе силами банка. Наличие широкого ряда средств для интеграции АБС с внешними системами тоже очень важно, как и технологичность АБС при обслуживании больших объемов данных.
Дмитрий Кузнецов, начальник департамента информационных технологий Городского ипотечного банка:
— Современная АБС должна иметь функциональное наполнение, то есть реализовывать функции, необходимые банку, и разграничивать доступ к информации. Важно, чтобы систему можно было быстро адаптировать под требования бизнеса. АБС должна работать в едином информационном пространстве. Хорошо, если присутствует самостоятельная поддержка фирмой-разработчиком изменений в банковском законодательстве. Не последнюю роль играет адекватная стоимость внедрения и сопровождения решения.
Дмитрий Безруков, начальник управления автоматизации Банка проектного финансирования:
— АБС сегодня — это полнофункциональная система, легко устанавливаемая, легко адаптируемая к бизнес-потребностям банка, обеспеченная качественной поддержкой со стороны разработчиков. Я бы сказал, что такая новая АБС должна приближаться по своим возможностям к системам уровня ERP. Пора уходить от АБС, ориентированных на бухгалтерию. Вопрос стоимости, вернее, соотношения цена-качество, тоже не последний.
Василий Чмыхов, заместитель начальника управления автоматизации Московского кредитного банка:
— Современная АБС должна иметь модульную открытую архитектуру, основанную на технологии WorkFlow, и интегрированное с ней хранилище данных, на базе которого будет готовиться вся обязательная и сводная отчетность по филиалам банка. Для АБС важно предоставлять технологам и IT-специалистам банка удобные средства для разработки и настройки новых банковских продуктов. Еще система должна быть высокопроизводительной, позволяющей работать с большими объемами данных. Работа пользователей с АБС в идеале строится по принципу «все в одном окне». Одно из ключевых требований — наличие у производителя хорошей службы по поддержке и сопровождению АБС, а также продуманной системы обновления версий.
Валерий Шеин, начальник департамента по информационным технологиям Транскапиталбанка:
— Современная АБС должна быть функциональной и надежной, при этом обладать высокой производительностью и масштабируемостью. Очень важна высококачественная поддержка со стороны поставщика решения и возможность быстрой перестройки бизнес-процессов, заложенных в систему. Необходимая черта новейших АБС — это исключительная гибкость по настройке новых банковских продуктов.
Сергей Жирнов, заместитель начальника управления программного обеспечения Оргрэсбанка:
— Выбирая решение для автоматизации того или иного участка деятельности банка, мы в первую очередь обращаем внимание на то, насколько полно оно охватывает ключевые требования бизнес-заказчиков.
Сергей Русанов, вице-президент-директор департамента информационных технологий Транскредитбанка:
— Прежде всего, АБС должна быть продукто- и клиентоориентированной. Банкиры ожидают, что АБС будет обладать всеми известными традиционными техническими и потребительскими свойствами для пользователей и технологов: масштабируемость, модульность, открытость, интегрируемость. Иными словами, современная АБС должна являться полноценным инструментом ведения банковского бизнеса и быть ядром для многофилиального централизованного клиентского обслуживания, оперативного производства и дистрибуции качественных банковских продуктов, а также построения эффективной внутренней системы управления банком.
Наталья ЛОГВИНОВА