В Россию пришел крупнейший японский инвестиционный банк Nomura Holding. Правда, пока он будет работать лишь через представительство — «Номура (СНГ) Лимитед». Такая структура не позволяет заниматься инвестиционной деятельностью. Поэтому Nomura будет заниматься лишь консультированием российских предприятий. По мнению экспертов, это не позволит японскому банку стать конкурентом для действующих участников рынка.
Банк Nomura Holding объявил об открытии в России своего офиса «Номура (СНГ) Лимитед». Менеджеры банка называют представительство своей организации в Москве филиалом, при этом отмечая, что для ведения их деятельности в России никаких лицензий не требуется (см. Ъ от 16 декабря). Иными словами, созданная Namura структура не полноценный инвестбанк, а обычное представительство без права оказания услуг инвестиционной компании. Генеральный директор «Номура (СНГ) Лимитед» Максим Сельцер заявил, что офис банка будет выполнять функции посредника между средствами инвесторов из стран Азиатского региона, в первую очередь — Японии, и акциями российских предприятий. Также банк будет выступать консультантом для российских компаний и банков для выхода на международные рынки капитала. При этом господин Сельцер отметил, что со временем банк «Номура» может организовать в России полноценный банк, но это не является сейчас задачей первостепенной важности. В офисе банка уже работают пять инвестиционных банкиров, и в ближайшее время их штат увеличиваться не будет.
Nomura Holdings является крупнейшим инвестбанком Японии, оказывая различные финансовые услуги, включая управление активами, инвестиционный банкинг, обслуживание финансовых платежей и консалтинговые услуги. «Номура (СНГ) Лимитед» зарегистрирован в России в декабре 2006 года. В 2006 году банк организовал заем в $100 млн и первичное размещение акций (IPO) на сумму $432 млн для «Системы-Галс». Перед IPO золотодобывающей компании «АС Ангара» «Номура (СНГ) Лимитед» выпустил конвертируемые облигации на сумму $50 млн.
Консультант по связям с правительством «Морган Стенли Банк Россия» Владимир Тумаркин отметил, что по пути создания представительства шли многие западные банки, приходя в Россию: «Получение разрешительных документов от регулирующих органов в нашей стране — это длительная и дорогостоящая операция, поэтому некоторым структурам проще создать полностью подчиненную материнской компании структуру. У нашего банка между этапами представительства и созданием полноценного банка прошло около года».
По словам экспертов, японский инвестбанк, не имея в России полноценной структуры, вряд ли сможет полноценно конкурировать на рынке. По словам замруководителя инвестдепартамента МДМ-банка Никиты Ряузова, на создание полноценной инвестиционной «дочки» Nomura потратит около двух лет. «К тому же Nomura относится к первому эшелону мировых инвестбанков, поэтому на российском рынке он будет конкурировать за клиентов с дочками зарубежных банков, а не с российскими банками ",— уверен он. Заместитель начальника департамента операций на фондовом рынке ИФК «Метрополь» Александр Захаров заявил Ъ: «Японские инвесторы — известные консерваторы, они не очень активны и редко напрямую покупают российские ценные бумаги». При этом у Nomura есть опыт привлечения средств на российский рынок. Так, в феврале прошлого года банк помогал одной из крупнейших мировых управляющих компаний DWS продавать акции фонда DWS Russia EM Europe Equity Fund среди японских инвесторов, в результате чего удалось привлечь около $1 млрд.
В ФСФР отказались комментировать правовое поле работы офиса банка Nomura в России. При этом источник Ъ в ФСФР отметил, что банк действует в рамках закона, при этом выходя за рамки здравого смысла: «Начиная предлагать консультационные услуги на фондовом рынке в России, западная финансовая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью иметь в нашей стране структуру, работающую по российским законам. Поэтому намного проще сразу создать в России дочернюю компанию и получить лицензию, чем добирать все необходимые лицензии, что называется, по дороге».
Елена ГОСТЕВА