Хоум Кредит Банк одним из первых среди российских банков опубликовал отчетность по МСФО за 2010 г. Чистая прибыль увеличилась на 82% до 9,4 млрд руб. Кредитный портфель превысил докризисный уровень — 75,3 млрд руб., увеличившись за год на 28%. При этом качество портфеля за год улучшилось почти в два раза: NPL — доля необслуживаемых кредитов по итогам 2010 г. составила 6,9% против 12,9% в 2009 г. Соответственно снизился и объем резервов. Их отношение к кредитному портфелю достигло 5% против 11,9% в 2009 г.
Собственный капитал банка за 2010 г. вырос на 23% до 33 млрд руб. «Исторически высокий показатель достаточности капитала (отношение капитала к активам с учетом их риска) составляет 33,5%, что делает банк сверхкапитализированным в сравнении с банковскими стандартами», — отмечается в сообщении Хоум Кредит Банка. Поэтому общим собранием акционеров банка принято решение выплатить дивиденды в размере 13,2 млрд руб. — «это нормализует коэффициент достаточности капитала», поясняют в банке, после выплаты дивидендов достаточность капитала составит около 20%. Минимальный уровень согласно российским стандартам — 10%.
Столь существенный вывод средств на дивиденды свидетельствует о медленном росте кредитования — банк не успевает использовать капитал. «До второй половины прошлого года бизнес банка стагнировал, — напоминает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. — Однако за второе полугодие валовый кредитный портфель вырос на 25,3%, и в 2011 г. банк также планирует расти быстрее рынка».
Столь значительные выплаты снижают цену банка. Это сигнал, означающий, что акционеры не собираются продавать банк, говорит аналитик «Уралсиба» Дмитрий Дудкин. Разговоры о возможной продаже Хоум Кредит Банка Сбербанку или ВТБ неоднократно возникали на рынке в прошлом году. Хоум Кредит Банк занимает первое место на рынке кредитования в торговых точках с долей 27,3% и шестое — на рынке кредитных карт (доля — 4,6%). «Хоум Кредит Банк для группы PPF — курица, несущая золотые яйца, — говорит Тулинов. — По итогам шести месяцев 2010 г. (МСФО) чистая прибыль российского банка составила 5,1 млрд руб. (128 млн евро) при прибыли всей группы Home Credit в 126 млн евро, а ее материнской PPF — в 83 млн евро». Фактически российский банк покрывал убытки материнской структуры от участия в других активах, говорит Тулинов. Хоум Кредит Банк демонстрирует наиболее высокую эффективность по сравнению с конкурентами. Его чистая процентная маржа, по подсчетам Тулинова, составляет 21,3%. Для сравнения: маржа «Русского стандарта» — 16,4%, «Ренессанс кредита» — 12,7% (без учета дохода от штрафов).
Наталия БИЯНОВА