На этой неделе правительство Греции должно представить новую программу сокращения расходов на 20 млрд евро. Однако рынки не верят в способность страны самостоятельно решить свои долговые проблемы.
В начале недели агентство Moodys понизило суверенный рейтинг Греции сразу на три ступени — с Ba1 до B1, прогноз «негативный». Облигации страны переместились в категорию высокоспекулятивных бумаг, на четыре ступени ниже инвестиционного рейтинга. За 440 дней суверенный рейтинг Греции опустился с А1 на девять ступеней, подсчитала Financial Times.
Минфин Греции назвал решение Moodys «совершенно необоснованным», премьер Георгиос Папандреу потребовал от ЕС принять «коллективное решение ради стабильности еврозоны».
Рейтинг B1 свидетельствует о высокой вероятности дефолта, отмечает Владимир Брагин из УК «Альфа-капитал». По статистике Moodys, 20% из тех, кому понизили рейтинг до B1, объявляли о дефолте в ближайшие пять лет.
Никто не верит, что страна расплатится по обязательствам без дефолта, отмечает Пол Эшвот из Сapital Economics: «Греция, как никогда, далека от того, чтобы убедить рынок в стабильности своих финансов». После понижения рейтинга фондовый индекс страны ASE сократился на 3,8% до 1525,50 пункта, индекс FTSE/ASE 20 — на 4,5% до 699,62 пункта. Афинам в ближайшие 3—5 лет необходимо стабилизировать отношение госдолга к ВВП, иначе потребуется реструктуризация, согласны в Moodys. По данным минфина Греции, госдолг составил 140% ВВП в 2010 г. и вырастет до 152,6% в 2011 г. Но за прошлый год правительству удалось снизить дефицит бюджета в 15,4% до 9,4% ВВП.
Стоимость финансирования госдолга Греции остается рекордно высокой: доходность 10-летних облигаций выросла до 12,84%, спрэд с аналогичными бумагами Германии — 9,54 п. п. Последний раз такие показатели наблюдались в мае 2010 г., когда страна была на грани дефолта, но тогда на помощь пришли МВФ и ЕС. Греция уже получила 39 млрд евро из одобренного транша в 110 млрд и добилась в ноябре 2010 г. смягчения условий финансирования: срок погашения был продлен с 2015 до 2021 г. в обмен на незначительное увеличение процентной ставки (5,2 до 5,8% годовых).
Помощь ЕС и МВФ принципиально не решает проблем: Греции необходимо вернуться на рынок долгосрочных внешних заимствований до конца 2012 г., иначе страна снова окажется в критическом положении, считает Пол Роукинс из агентства Fitch. Греция намерена разместить трехлетние и пятилетние бумаги уже в этом году, заявил министр финансов страны Георг Папаконстантину, сумму он не назвал.
Если надежды минфина на рыночное финансирование не оправдаются, Греции снова потребуется поддержка ЕС и МВФ, предупреждает Эшвот. На этой неделе Афины намерены обратиться к саммиту ЕС с просьбой о расширении кредитной линии и снижении ставки по кредиту. Проблема в том, что Греция не единственная зона риска ЕС, отмечает Дениэл Гросс из Center for European Policy Studies: «Сейчас внимание инвесторов приковано к самым проблемным должникам ЕС, в их числе Ирландия и Португалия». Рынок уже спорит, когда о помощи попросит Лиссабон, отмечает Ян Шефердсон из High Frequency Economics: «Все предчувствуют новую встряску на рынке».
Банковские системы Греции и Ирландии в 2010 г. получили помощь от ЕЦБ в размере 40 и 80% ВВП, отмечает Гросс: «Если бы ее не предоставили, странам пришлось бы давно объявить дефолт». Портфель суверенных обязательств ЕЦБ составляет 76,5 млрд евро. Ситуация в Греции оживила опасения новой волны кризиса в ЕС, констатирует Шефердсон: «На примере Греции все поняли, что кредит МВФ и ЕС — временное лекарство, которое принципиально не решает проблем суверенного долга». В прошлом году кризис суверенных долгов в ЕС начался с Греции, сейчас сценарий повторяется, отмечает Антонио Гарсиа Пасуаль из Barclays Capital. Дефолт любой европейской страны — это вопрос лишь политической воли ЕС, уверен Гросс.
К середине года ЕЦБ обещает представить результаты стресс-тестов банков, который позволит оценить масштаб суверенных долгов ЕС и угрозу дефолта в регионе, отмечает Гросс: «Растут опасения, что дела с финансами у ЕС обстоят так же неважно, как у Греции».
Маргарита ЛЮТОВА, Екатерина КРАВЧЕНКО