По данным Международной организации кредиторов (WOC), на сегодня страны мира в сумме задолжали $41 трлн. Для сравнения — в 2000 году этот показатель был меньше вдвое.
Бурный рост государственного долга совпал с финансовым кризисом. Если в 2007 году совокупный долг стран мира составлял $28 трлн, а в 2008 году — $31 трлн, то за 2009 и 2010 годы он вырос сразу до $41 трлн.
Динамика данного показателя ставит под вопрос «выздоровление» мировой экономики, о котором со сдержанным оптимизмом говорят финансовые власти ряда государств, — считают эксперты. Они отмечают, что основной всплеск долгового бремени приходится на два последних года — период, когда ЕЦБ и ФРС США поддерживали экономическую систему за счет низких ставок и вливания в нее денег. В США такая модель получила название «политики количественного смягчения».
США по объему долга занимают второе место в рейтинге WOC — $8,614 трлн или 58,90% ВВП страны. Лидирует Япония — $12,172 трлн (225,80% ВВП). На третьем месте — «локомотив экономики» ЕС — Германия — $3,306 трлн (74,80% ВВП). Россия с $140 млрд или 9,50% ВВП занимает в списке 32 место.
Главные мировые должники на сегодняшний день — это США и Япония. На их долю приходится более $20 трлн долга. В целом же на первую десятку «черного списка» WOC, куда также вошли Италия, Франция, Великобритания, Бразилия, Китай, Испания и Индия, пришлось более 80% от общего объема мировой государственной задолженности.
Особая статья — резервы для покрытия государственных долгов. Для Японии этот показатель составлял 9%, для Великобритании — 3,86%, для США всего 1,5%. Для России и Китая — 344,32% и 260,79% соответственно. Однако обнадеживаться не стоит — мировая экономика — это подводная лодка: одна для всех общая.
«Самый плохой вариант — это стагфляция. Это произойдет, если ФРС США и ЕЦБ поспешат повысить ставки», — говорит начальник аналитического отдела ФЦ «Инфина» Александр Иванищев. Стагфляция — это ситуация при которой производство тормозит или падает на фоне роста безработицы и непрерывного ценового галопа. По мнению эксперта, процесс может затянуться на несколько лет. Однако главную опасность, в случае если мировая экономика не пойдет в рост, представляет переход от чисто экономических решений к политическим, в том числе — военным мерам.