О внесении в Госдуму законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за использование поддельных банковских карт, сообщил депутат ГД, президент Ассоциации региональных банков («Россия») Анатолий Аксаков. По его словам, речь идет о поправках в статью 187 УК РФ (изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт). «У нас, к сожалению, так уголовное законодательство построено, что привлечь к ответственности тех, кто использует эти карты, практически невозможно», — заявил он.
Законопроект предлагает дополнить УК новой статьей «Изготовление или введение в оборот поддельных платежных карт». За это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет, в некоторых случаях — со штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет. Если преступление совершено организованной группой, то предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет).
Под введением в оборот поддельной платежной карты понимается осуществление с ее помощью расчетов при оплате товаров, работ, услуг, получение наличных средств в банкоматах или по совершению сделок с этой картой, таких как обмен, продажа, дарение.
В прошлом году мошенники обманули банки на 9 млн рублей
«По данным, которые не так давно были представлены официальными лицами МВД РФ, в 2010 году изготовители поддельных пластиковых карт причинили банкам ущерб на 9 млн рублей. Интересен тот факт, что размер ущерба по сравнению с 2009 годом уменьшился в семь раз, однако количество хищений практически не изменилось: в 2010 году было зафиксировано 2 тысячи 968 преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных пластиковых карт, а в 2009 году — около 3 тысяч, — говорит ведущий юрисконсульт Меткомбанка Андрей Шарков.
При этом он считает, что точную сумму ущерба от мошеннических операций назвать практически невозможно и виной тому два фактора. Во-первых, сами платежные системы не всегда афишируют такие данные, а во-вторых, все сведения о мошенничестве в платежных системах основаны на сообщениях банков-эмитентов, а последние далеко не всегда об этом сообщают. Они уверены, что при небольших суммах ущерба время и усилия, потраченные на работу с правоохранительным органами, просто не окупаются.
«Законопроект будет полезен для банков и пользователей банковских карт, так как во всем мире наказывают и изготовителей, и тех, кто пользуется так называемым «белым пластиком» [белый пластик — это поддельная банковская карта с нанесенными на нее реквизитами и данными о счете реального человека, у которого есть настоящая банковская карта — BFM.ru]», — говорит директор департамента карточного бизнеса банка «Юникредит» Александр Вишняков. По его словам, принятие данного закона как минимум снизит объем обналичиваемых поддельных карт на территории России.
Александр Вишняков отмечает, что «белый пластик», как правило, используется при снятии денег в банкоматах, и, как правило, ночью, когда не у всех банков работает мониторинг транзакций, совершаемых по выпущенным этим банком карточкам. Возможно использование поддельных карт и при расчете ими в торговой сети, но лишь при сговоре клиента с кассиром. «Сегодня банки неплохо обучают кассиров и продавцов тому, как распознать настоящую карту», — говорит специалист.
Выйти на изготовителя — сложная задача
«Преступления, связанные с изготовлением и использованием пластиковых карт, отличаются сложностью и многоступенчатой формой организации, связаны с применением высокотехнологичных устройств. Данные факты свидетельствуют о высоком уровне непосредственной подготовки преступной группы и, как следствие, сложностью их взаимосвязи», — считает Андрей Шарков. Александр Вишняков подтверждает, что, поймав за руку того, кто пользуется поддельной картой, как правило, выйти на производителя крайне тяжело.
«Убежден, что только совместное сотрудничество и сотрудников банка, и правоохранительных структур на стадии предварительного расследования, позволят сформировать достаточную доказательную базу для доведения уголовного дела до суда и последующего привлечения всех виновных лиц к ответственности», — говорит Шарков.
«Сотрудники правоохранительных органов ловят мошенников, как правило, не на изготовлении или сбыте, а чаще всего именно на использовании карт. При этом человек, совершивший, по сути, преступление, может сказать, что он нашел эту карту. В действующем законодательстве наказание за использование поддельных карт вообще не предусмотрено», — говорит Анатолий Аксаков. Он отмечает, что законопроект родился по инициативе силовых структур, которые не могут на деле привлечь к ответственности мошенников.
Банки страхуют свои риски на случай мошенничества
Анатолий Аксаков отмечает, что в случае проката «белого пластика» в банкомате или торговой сети всегда страдает конкретный клиент банка. Дело в том, что правила платежных систем регламентируют только отношения между банками, а не между банком и его клиентом.
Поэтому решение о возмещении клиенту потери (в случае совершения по карте клиента мошеннической операции) — это лишь добрая воля банка. Обычно на разбор сложного случая мошенничества по карте уходит порядка 90 дней, иногда — в особенно тяжелых случаях банк берет на разбор ситуации 180 дней. Если банк видит, что операция совершалась не клиентом — например, он был в Москве, а деньги сняты в Болгарии, то банки деньги возвращают, списывая потери на свои убытки. Так как банки страхуют риски на случай мошенничества по картам, страховые компании возмещают им понесенные убытки.
«Просто банки не любят об этом рассказывать публике, чтобы клиенты не теряли бдительности при обращении со своими картами», — говорит один из банковских служащих. Он также поясняет, что у международных платежных систем есть показатель ущерба от мошеннических операций по картам — соотношение количества выпущенных банком карт на торговый оборот по этим карточкам. «И если у банка выпущен 1 миллион карт и оборот по ним — 400—500 млн долларов в год, то средняя «удобоваримая» цифра потерь — 0,1% от этого оборота», — говорит специалист.
Заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислав Капканов не считает нужным принимать новые поправки к закону. «По нашему мнению, этим законопроектом вводится излишняя регламентация данных правоотношений. У любого подобного действия есть умысел, и использование поддельных пластиковых карт имеет своей целью хищение денежных средств. Данные преступления действующим УК предусмотрены, а использование для этого хищения карты, вероятнее всего, будут считаться лишь способом достижения конечной цели. Посмотрим, как будет складываться правоприменительная практика», — резюмирует юрист.
«Использование лицом, не являющимся владельцем счета, поддельной банковской карты для оплаты товаров или услуг квалифицируется Уголовным кодексом как мошенничество. Однако, в случаях, если лицо получает в банкомате деньги по поддельной карте, отсутствует важнейший признак мошенничества — обман. Поэтому получение наличных денег в банкомате расценивается законодательством как кража», — добавляет Шарков, аргументируя необходимости принятия поправок.
Елена ГОСТЕВА