Бюджет в дефиците, иностранные деньги нужны. Власти встревожены тем, что из страны уходят стратегические инвесторы, в то же время с января усилился приток опасного для финансовой системы спекулятивного капитала.
Идея создать фонд для привлечения инвестиций принадлежит президенту России Дмитрию Медведеву, которую он высказал на Всемирном экономическом форуме в Давосе («Известия» писали об этом ранее). По данным британской газеты Financial Times, управлять фондом будет инвестбанк Goldman Sachs. К работе якобы уже привлекли такие компании, как Apollo Management, Blackstone и Carlyle.
При фонде организуют совет по созданию Международного финансового центра в Москве, в него войдут исполнительный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн, основатель Blackstone Стив Шварцман, Джейми Даймон из JPMorgan, Брайан Мойниган из Bank of America и представители BNP Paribas и UniCredit, пишет газета.
В то же время власти, похоже, не хотят поднимать лишнего шума. Так, Financial Times со ссылкой на первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщает, что обсуждать детали будут через месяц на совещании у Владимира Путина. Однако в аппарате Шувалова «Известиям» эту информацию подтвердить отказались.
— Наш комментарий — без комментариев, — заявил представитель Шувалова.
В Goldman Sachs также заявили, что от комментариев воздерживаются. Не смогли подтвердить эти сведения и во Внешэкономбанке (он, по некоторым сведениям, курирует проект со стороны государства). В то же время этот инвестбанк в самом деле будет управлять фондом, сообщили источники, знакомые с ситуацией. Но каким образом именно эта компания получила контракт, был ли тендер, наши собеседники прояснить не смогли.
Чем этот инвестфонд лучше того, что был создан у нас в середине нулевых, но так и не заработал? Это совершенно разные истории, объясняет председатель совета директоров ИК «Арбат Капитал» Алексей Голубович. Ныне существующий Инвестиционный фонд (предполагалось, что он будет оплачивать крупные инфраструктурные проекты) сразу же превратился в еще одну «заначку» для сбережения государственных денег вроде Стабилизационного фонда. У «настоящего» инвестфонда должны быть декларация, стратегия: на что тратить, как зарабатывать. Но этими атрибутами старый Инвестфонд так и не оброс. Теперь все это будет, для того и наняли дорогостоящую управляющую компанию.
— Сами по себе иностранцы денег в Россию не понесут, — рассуждает Голубович. — Но появляется такое соображение, что если русские дают десять миллиардов, то почему бы не приложить к этим деньгам свои десять. Тем более что проектам фонда правительство страны даст «зеленую улицу», а Goldman Sachs — не такая структура, которая средства просто «потеряет».
Хотя фонд еще не обнародовал свою декларацию (да и самого фонда пока нет), можно ожидать, что он будет инвестировать средства прежде всего в сырьевой и высокотехнологичный сектор, предполагает Голубович. Но в любом случае предпочтение будет отдано уже работающим совместным предприятиям.
— Скажем, Renault может много чего сделать на базе АвтоВАЗа, — приводит пример Голубович. — Но для этого потребуются такие колоссальные деньги, которых у компании нет. Фонд может их дать.
Примеров подобных квазисуверенных (получастных, полугосударственных) фондов в мире немало, прежде всего в Сингапуре, так же работают и некоторые иностранные пенсионные фонды.
Евгений АРСЮХИН