Последствия землетрясения и цунами в Японии 11 марта для мировой экономики могут быть едва ли не серьезнее, чем для самой Японии. Первые комментарии японского правительства показывают: для борьбы с возможной рецессией Токио задействует стандартные схемы — рост госдолга, стимулирование потребления, переориентацию внешних инвестиций на внутренний рынок. Само по себе это не станет шоком для других экономик мира, но снизит устойчивость мировой финансовой системы перед любыми другими потрясениями 2011 года.
Власти Японии начали операцию по предотвращению последствий для экономики страны событий 11 марта уже через сутки. В субботу, 12 марта, для предотвращения финансовой паники ЦБ Японии предоставил 13 банкам северо-восточных префектур страны $670 млн экстренной финансовой поддержки, 13 марта он заявил о готовности вбросить ликвидность в банковскую систему в целом на уровне до $25 млрд уже на начавшейся неделе. Одновременно ЦБ и правительство страны заявило о готовности подавлять попытки «спекуляций» на финансовом и фондовом рынках Японии. 14 марта, по словам управляющего Банка Японии Масааки Сиракавы, ЦБ рассмотрит вопрос о коррекции процентных ставок.
Крайне умеренные в масштабах ВВП Японии масштабы финансовой поддержки (ВВП Японии в 2010 году, по оценкам МВФ, составил $5,4 трлн, это 8,7% мирового ВВП, третья после США и КНР экономика мира) соответствуют крайне умеренной реакции местных фондовых рынков на катастрофу: индекс Nikkei 11 февраля, несмотря на крайнюю неопределенность, упал лишь на 2%. Несмотря на то что на словах правительство Японии уже сравнивало ее с послевоенным разрушением Японии в 40-х годах XX века, аналитики крупнейшего японского инвестбанка Nomura (уже в пятницу банк провел телеконференцию с инвесторами с экспресс-анализом происходящего) сравнивают ее последствия с землетрясением в Кобэ в 1995 году. Тогда последствия катастрофы оценивались для экономики Японии в 2,5% ВВП Японии (в то время это составляло около $122 млрд). Питер Уэстевей из Nomura уточнил, что общий объем производства и сферы услуг в префектуре Мияги, наиболее пострадавшей от нынешней катастрофы, составляет 1,7% от всего японского ВВП.
Пока предельные оценки снижения ВВП Японии в 2011 году
Пока очевидно, что именно в этом ключе и намерено действовать японское правительство. Оно в воскресенье уже отвергло предположения японской оппозиции о возможном временном росте налогов в стране (с чем оппозиция была согласна) и заявило о принятии всех мер по стабилизации рынков, намекая на возможность применения административного воздействия на «спекулянтов» на рынках. Последние 25 лет Япония в ситуациях шока достаточно активно стимулировала спрос и прямой раздачей денег населению и компаниям, и массированными госрасходами в инфраструктуре — в условиях угрозы дефляции Нацбанк Японии рассматривает инфляционные процессы как желательное явление. Наконец, практически все аналитики сходятся на том, что Япония без колебаний продолжит наращивание госдолга, который уже составляет 196% ВВП.
При этом влияние происходящего на партнерские экономики (крупнейшими торговыми партнерами Японии являются США, Китай, ЕС, Корея, Тайвань и Австралия) и финансовые рынки может быть значительнее, чем на экономику Японии: нестабильность в Японии может вызвать снижение автопроизводства в мире, зависящего от японских поставок автокомплектов и запчастей (см. справку о влиянии на авторынок РФ). Возможны перебои в поставках уникальной продукции японской химии и машиностроения, промэлектроники. С закрытием японских АЭС и ряда НПЗ может возрасти потребление Японией нефти и нефтепродуктов — падение цен на них может обернуться ростом нефтяных котировок, а это усиливает угрозы снижения мирового роста в 2011 году вследствие любых других проблем, в первую очередь
Как Россия пострадает от японских катастроф
По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Японией в 2010 году составил $23,1 млрд, из них объем импорта японских товаров в Россию — $10,3 млрд. По оценке Минэкономики, Япония занимает 11-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 14-е по импорту и 7-е по экспорту. В товарной структуре российского экспорта в Японию доминируют минеральное сырье и топливо, металлы и металлоизделия, древесина и продукты ее переработки, а также рыба и морепродукты. В структуре импорта из Японии в Россию преобладает машинно-техническая продукция, на долю которой приходится около 80% стоимости — около $8,2 млрд. Из них примерно 70% (почти $5,8 млрд) составляют поставки из Японии легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов.
На японские бренды приходится примерно 21,5% всех проданных в 2010 году в России иномарок (около 300 тыс. машин). При этом непосредственно в России (на заводах Toyota и Nissan под Петербургом) было изготовлено 40,4 тыс. автомобилей. Еще 243,5 тыс. японских легковых машин, по данным Ассоциации производителей автомобилей Японии (JAMA), были привезены в прошлом году в Россию непосредственно из Японии. Таким образом, несмотря на то, что в целом большинство (57%) машин японские автоконцерны выпускают за пределами своей страны, в России в 2010 году подавляющее большинство (свыше 81%) проданных японских автомобилей были именно японскими.
В этом году структура поставок японских автомобилей несколько изменилась. В частности, по словам представителя Nissan, концерн начал в России производство Murano, которые раньше привозились из Японии, и в настоящее время большинство автомобилей Nissan, продающихся в России, производятся не в Японии. Японскими остаются, например, Nissan Patrol и GT-R.
Но другие японские концерны везут автомобили в основном c «домашних» заводов. По оценке одного из опрошенных «Ъ» дилеров, больше всего в Россию из Японии поставляется машин Toyota и Mitsubishi. По словам собеседника «Ъ», в 2010 году в Россию из Японии было привезено около 60 тыс. машин Toyota и примерно 50 тыс. автомобилей Mitsubishi. Кроме того, из Японии поставляются все автомобили Lexus (почти 11 тыс. в 2010 году) и Subaru (8,5 тыс.). Также велика доля сделанных в Японии машин среди продающихся в России автомобилей Honda, Mazda и Suzuki. Денис Скоробогатько
Дмитрий БУТРИН, Евгений ХВОСТИК