Криминальный вывод капитала в 2010 году достиг 163 млрд рублей, подсчитали в Росфиннадзоре. Это на 7% меньше, чем в 2009 году, но в восемь раз больше, чем было два года назад. Такой скачок незаконного вывоза денег в ведомстве объясняют панической реакцией чиновников на антикоррупционные мероприятия.
В 2010 году объем криминального вывоза капитала составил 163 млрд рублей, рассказал глава Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко. Под незаконными способами вывода капитала подразумевается «представление поддельных документов, которые легитимизируют выведение средств из России под предлогом осуществления коммерческой сделки», пояснил Павленко. Есть разные способы для этого: предоставление абсолютно подложных документов, либо создание фирм-однодневок, либо привлечение к этим операциям физических лиц, к которым невозможно применить взыскание (например, пенсионеров, алкоголиков, недееспособных лиц). «Мы видим эти средства, так как они зависают как дебиторская задолженность. Для нас это неполученные штрафы, которые мы не можем взыскать», — сказал Павленко.
По данным ведомства, количество операторов теневого рынка, осуществивших подобные операции уже несколько раз, составляет 12—13 тысяч человек. Средний размер единовременно выведенного капитала колеблется от $250 тысяч до $400 тысяч.
За последние два года объем теневого вывода капитала резко вырос: в 2008 году показатель составлял 8 млрд рублей, в 2009 году — 175 млрд рублей, в 2010 году он снизился лишь на 6,8%.
Занимаются такими операциями не только чисто криминальные элементы, но и «те коррупционеры, которые ранее не были подключены к большим массам денег, которые можно украсть», поделился глава Росфиннадзора.
Резкий рост криминального вывоза капитала Павленко объясняет панической реакцией чиновников на антикоррупционные мероприятия.
Они могли выводить средства, незаконно полученные при осуществлении госзакупок, в том числе медицинского оборудования, строительстве городских дорог, полагает глава Росфиннадзора. Еще одна версия резкого роста объемов криминального вывоза капитала в 2009 году — политические риски, связанные с предстоящими выборами. Но она недостаточно состоятельна, поскольку в 2009 году никаких политических рисков в виде предстоящих выборов не обозначалось, полагает Павленко.
Данные Росфиннадзора могут быть заниженными. В начале января 2011 года Global Financial Integrity (GFI) представила доклад по нелегальному вывозу капитала во всем мире, согласно которому с 2000-го по 2008 год из России вывезли $427 млрд, и если в 2000 году незаконный отток составил $15,61 млрд, в 2004-м — $37,05 млрд, в 2007-м — $55,33 млрд, то уже в 2008 году — $196,37 млрд. Согласно GFI, основные каналы нелегального вывоза денег — искажение таможенной стоимости товаров и балансов платежей.
В МВД же считают, что объем вывода криминального капитала за рубеж, как и число самих участников теневого рынка, сокращается. «Мы, конечно, судим по зафиксированным нами преступлениям, но тенденция к сокращению определенная есть. Пока речь идет о небольших цифрах, но постепенно ситуация улучшается», — рассказали «Газете.Ru» в Главном управлении ведомства по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (бывший ДЭБ — Департамент экономической безопасности).
По словам сотрудников правоохранительных органов, схема вывода криминального капитала всегда одна и та же: «Это обнальные площадки, также используются кредитные счета в наших или зарубежных банках, но всегда в этой схеме присутствуют фирмы-однодневки». Пока в этой области не ужесточится законодательство, такие преступления будут продолжаться, добавляют в МВД.
Для борьбы с фирмами-однодневками в новой редакции Гражданского кодекса разработчики предлагали увеличить размер минимального уставного капитала в десятки и сотни раз, а также возродить институт правовой экспертизы при регистрации устава юрлиц. «У нас порочная практика, когда за копейки регистрируют юрлицо, сделают из него «поганку», а потом бросают. Затем еще одно зарегистрируют, запачкают и бросят, еще одно и так далее», — объяснял позицию авторов поправок председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов в начале марта. По его мнению, юрлицо должно создаваться раз и навсегда. Но бизнес и Минэкономразвития заявили, что такие нововведения душат малый бизнес. В результате по итогам совещания по совершенствованию Гражданского кодекса президент Дмитрий Медведев поручил доработать поправки, касающиеся юрлиц, поскольку пока они не согласуются с идеей создания Международного финансового центра.
Ольга ТАНАС, Григорий ТУМАНОВ