Банк России вводит новый порядок получения своего разрешения на приобретение акций банков. 14 марта Минюст зарегистрировал инструкцию ЦБ N
Теперь любые желающие приобрести акции банка, будь это одно физическое лицо, группа лиц или организация, резиденты или иностранцы, должны придерживаться одинаковых правил. Для того чтобы приобрести долю в российском банке, превышающую 20%, потенциальный покупатель должен заручиться предварительным согласием Банка России. Для этого он должен подать ходатайство. Инструкция предусматривает перечень документов, которые покупатель предоставляет в ЦБ. Надзорный орган оценивает «достойность» кандидата, его финансовое положение — и в случае, если его все устраивает, дает предварительное согласие, которое действует в течение одного года с даты его выдачи. По инструкции ЦБ может отказать в согласии на приобретение акций банка, если деятельность приобретателя-юрлица не превышает трех лет или финансовое положение приобретателя признается неудовлетворительным, а также при отсутствии разрешения антимонопольного органа на сделку. Кроме того, ЦБ вправе отказать, если ранее суд признал лицо, приобретающее акции банка, виновным в причинении убытков кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров или исполнительного органа организации.
Шаг за шагом
ЦБ продолжает политику повышения прозрачности банковской системы. Около двух лет назад он тоже ужесточал требования к желающим стать банкирами. Правда, тогда правила касались только физических лиц. Каждый гражданин, желающий купить долю в приглянувшейся ему кредитной организации, обязан предоставить информацию о себе и своем материальном положении. Это правило не распространяется только на пакеты акций не больше 0,5% уставного капитала банка и к тому же не превышающие по стоимости 600 тысяч рублей. Тогда ныне покойный первый зампред ЦБ Андрей Козлов объяснял нововведение тем, что владельцами банков должны быть люди с «реальными ресурсами». Были ужесточены и требования к доказательствам состоятельности будущего банкира. Документы об источниках дохода, подробные сведения о себе и о своем движимом и недвижимом имуществе — пакет необходимых документов стал напоминать тот, который подают в банк люди, желающие получить крупный кредит. Все эти сведения подлежат тщательной проверке. Если приобретаемая физическим лицом доля не превышает 5% уставного капитала банка, проверку будущего акционера проводит сам банк, свыше этой цифры — ЦБ.
Выход этого нормативного акта в свое время озаботил участников рынка. Они соглашались, что этот шаг сделан ЦБ для того, чтобы повысить прозрачность конечных владельцев банков и, следовательно, банковской системы в целом, но боялись, что это может сказаться на желании граждан инвестировать в банки. Однако за прошедшее время никаких громких скандалов, связанных с отказом в приобретении доли в банке, не случилось.
Наконец в последних числах декабря прошлого года поправки в законы «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности» формально упростили для иностранцев порядок покупки долей в российских банках. Так, в соответствии со статьей 18 закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, желавшая увеличить свой уставный капитал за счет денег иностранцев, должна была получить предварительное разрешение Банка России. То же самое касалось и акционеров банков, желающих продать свои акции иностранцам. Поправки же отменили это правило, уравняв резидентов и нерезидентов. Зато одновременно был снижен минимальный порог «безнадзорных» сделок. Если до вступления в силу поправок уведомлять ЦБ о сделке нужно было в случае покупки не менее 5% акций, то теперь этот порог составляет всего 1%. Правда, другая ожидаемая поправка — снижение минимальной доли, приобретая которую, покупатель должен получить от ЦБ разрешение до 10% — принята не была. Этот порог остался прежним — 20%. Комментируя поправки, банковские аналитики говорили, что это делается в преддверии IPO крупнейших отечественных кредитных организаций — Сбербанка и ВТБ. Поскольку интерес к размещениям со стороны иностранцев намечался довольно серьезный, то государство принимало меры по контролю за тем, кому за границей будут принадлежать активы банков.
Евгений МАЗИН