Вчера международное рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало ежегодный отчет «Системные риски в банковском секторе». В нем агентство отмечает, что сохранение в мире высокого роста объемов кредитования приводит к напряженности в банковских системах не только большого числа развитых стран, но и стран развивающихся. России это пока не грозит, но наша банковская система, по оценкам Fitch, остается слабой.
Для оценки качества или устойчивости внутреннего состояния банковского сектора Fitch использует индикатор банковской системы (BSI). Шкала оценки BSI имеет уровни от «A» (очень высокое качество) до «E» (очень низкое качество). А макропруденциальный индикатор (MPI) дает оценку по шкале, имеющей уровни от «1» (низкий) до «3» (высокий): он указывает на степень, в которой тенденции роста кредитования, цен на активы и реального обменного курса валют делают банковскую систему потенциально уязвимой.
Как отмечает старший директор аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам Ричард Фокс, в 2006 году средний уровень реального роста объемов кредитования в мире составлял более 11%, что является самым высоким значением за все время после периода, предшествовавшего азиатскому кризису 1997 года. «На возможность возникновения в банковской системе страны макроэкономических стрессовых ситуаций указывает чрезмерный рост кредитования, сопровождающийся значительным ростом цены активов и (или) реальным укреплением обменного курса», — говорит Ричард Фокс. Это, по его словам, увеличивает уязвимость банковского сектора в случае потенциальных системных кризисов. «Такая ситуация нередко является предвестником системных проблем», — утверждает он.
При этом Ричард Фокс отмечает, что банковские системы развитых рынков в целом оцениваются как «устойчивые» и, как следствие, находятся в лучшей позиции, чтобы выдержать негативные потрясения, в то время как банковские системы развивающихся рынков за некоторыми отдельными исключениями, как правило, являются «слабыми».
У агентства вызывает обеспокоенность уровень реального роста объемов кредитования в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ, поскольку они имеют «слабые» банковские системы (индекс BSI «D») и в меньшей степени способны выдержать воздействие стрессовых факторов. Российская банковская система продолжает оцениваться как «слабая» (BSI «D»), констатирует Fitch.
Несмотря на то что капитализация российской банковской системы за 2006 год увеличилась на 35% и составила 1,69 трлн руб., отношение уровня ее капитализации к ВВП России снизилось с 17,36% в 2005 году до 15,75% в 2006 году. Правда, объем выданных банками кредитов по отношению к ВВП снизился с 3,6% в 2005 году до 3% в 2006 году. Так что пока текущие объемы кредитования вряд ли представляют потенциальную угрозу для возникновения системного кризиса.
«Нас хорошо со стороны оценивать, но рост капитализации российской банковской системы, произошедший в прошлом году, состоялся не благодаря высоким ценам на нефть, а вопреки им, — говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — И рост был бы больше, если бы не сдерживающие факторы, связанные с управлением банковской системой». По мнению Гарегина Тосуняна, оценки Fitch являются субъективными и инертными: «Разве можно говорить, что российская банковская система неинтересна? Например, участие в ней нерезидентов за прошлый год подскочило с 6 до 15%».
В то же время зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков считает оценку Fitch справедливой. «Ликвидность, которая оборачивается через российскую банковскую систему, зависит от нефтедолларов, и в случае падения цен на нефть на мировых рынках в нашей банковской системе могут возникнуть проблемы», — говорит
Кирилл ЯЧЕИСТОВ