Как стало известно РБК daily, НОМОС-Банк намерен выйти на рынок венчурного финансирования. Для этого банк увеличил свою долю в УК «НМ-Траст», под управлением которой появится линейка фондов, ориентированных на инвестирование в компании с малой капитализацией. Помимо традиционного венчурного и проектного финансирования НОМОС-Банк также планирует развивать новый для российского инвестиционного рынка продукт: мезонинное финансирование. Участники рынка полагают, что он может быть интересен развивающимся компаниям, собственники которых опасаются привлекать в свой бизнес стратегических инвесторов.
Как сообщил вчера РБК daily старший вице-президент НОМОС-Банка Андрей Гаек, в этом году банк намерен выйти на рынок управления активами, завоевав долю как в сегменте ритейла, так и в сегменте, ориентированном на более крупных и профессиональных инвесторов. «Именно поэтому мы приняли решение увеличить свою долю в УК «НМ-Траст» с 1 до 78,5%», пояснил
«На рынке сейчас много фондов прямых инвестиций и венчурных фондов, однако мы видим неудовлетворенный и растущий спрос со стороны инвесторов на подобные продукты», говорит Андрей Гаек. Поэтому под управлением компании «НМ-Траст» появится еще один фонд с активами свыше 1 млрд руб., который будет привлекать средства институциональных инвесторов в проекты, связанные с мезонинным финансированием. «Эта форма инвестирования очень популярна за рубежом, поскольку позволяет фондам не входить в капитал развивающихся компаний, а использовать опционы на их акции», — рассказал Андрей Гаек. По его словам, финансирование таких проектов осуществляется за счет долговых обязательств компании плюс опцион на пакет ее акций. «Для компании-заемщика это менее жесткая модель, чем венчурное финансирование, а у инвесторов риски гораздо ниже», — отмечает
Мезонинное финансирование — это совершенно новый продукт для российского рынка, предназначенный для нужд компаний с малой капитализацией. Сейчас на этом рынке основные позиции принадлежат банкам, а также венчурным фондам и фондам прямых инвестиций. «Возможность сформировать мезонинный фонд с активами 30—35 млн долл., учитывая наш совокупный портфель проектного финансирования, который превышает 250 млн долл., не вызывает у нас сомнений», — считает Андрей Гаек. По его словам, создание мезонинного фонда позволит финансировать проекты объемом 10—30 млн долл., что же касается потенциальной доходности фонда, то в НОМОС-Банке полагают, что она составит не менее 16—18%.
Участники рынка считают, что говорить о конкуренции с мезонинными фондами пока преждевременно. «Совокупный портфель только фондов прямых инвестиций исчисляется миллиардами долларов, и мы ожидаем, что в этом году он увеличится вдвое», — говорит глава группы компаний RIM Андрей Мовчан. По его словам, сейчас даже у небольших компаний достаточно много способов привлечь внешние инвестиции, не используя деньги стратегических инвесторов. Директор по инвестициям компании Troika Capital Partners Гедрюс Пукас считает, что говорить о конкуренции, учитывая темпы роста российского инвестиционного рынка, можно будет в лучшем случае через несколько лет. Вместе с тем мезонинное финансирование будет востребовано рынком как одна из возможных схем привлечения внешних заимствований. Андрей Мовчан полагает, что мезонинные фонды привлекут внимание преимущественно небольших и непрозрачных компаний с высоким коэффициентом ожидаемого роста, которые не планируют поглощать или присоединять других игроков, а намерены только финансировать собственный бизнес.
Альберт КОШКАРОВ