Вместе с распространением смартфонов в России растут объемы мобильных платежей. Уже через год почти треть всех безналичных операций будет проводиться через сотовый телефон, говорят эксперты.
Россия занимает четвертое место в мире (после Испании, Португалии и Великобритании) по количеству банкоматов на миллион жителей — 1058. Цифры неплохие, но нельзя забывать про масштабы России. А также о том, что в Сибири и на Дальнем Востоке плотность населения — три человека на квадратный километр. Заставить тайгу банкоматами можно, но система электронных платежей от этого развития не получит.
Видимо, поэтому международное экспертное сообщество поставило Россию на 92-е место (из 139 позиций) по доступности финансовых услуг. По уверению замдиректора банковского института ВШЭ Александра Пушко, все потому, что 56% этих услуг сосредоточила в себе Москва. Пушко отметил, что «с похожими проблемами сталкиваются и коллеги из развивающихся стран». Но некоторые уже нашли выход. В Бразилии работают 95 тысяч агентов банков. Это торговые точки, почтовые отделения и даже лотерейные киоски. В Мексике же создана целая корреспондентская межбанковская сеть. «Банки через корпункты дотягиваются даже до самых отдаленных клиентов», — объясняет Пушко. При этом эксперт недоумевает, чем наша Сибирь хуже тех же Мальдивских островов: «На разрозненных кусочках суши в океане финансовые услуги доступны каждому, а у нас на земле — нет».
Какую же модель связи граждан с банками выберет Россия? Возможно, отечественный рынок электронных денег вдохновит пример Японии, Сингапура, Южной Кореи и США — признанных лидеров по мобильному банкингу? По стопам этих развитых стран отправилась, к примеру, Кения. Жители этой африканской страны потихоньку осваивают программу «мобильный кошелек» — с помощью сотовых телефонов переводят деньги и даже берут микрокредиты.
Осознание того, что людям надо дать возможность оплачивать все, не выходя из дома, пришла приблизительно четыре года назад, вспоминает директор департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрий Трошкин. Тогда самым простым решением показалось «зашить» услугу оплаты платежей третьим лицам прямо в сим-карту. А источником платежа сделать банковскую карту. Так и поступили. Но, как показала практика, граждане с трудом находили сим-меню в своих аппаратах. А соцопрос и вовсе выявил, что 65% абонентов не знают, что это такое. Дело спасло появление смартфонов — «веселые картинки» на экране объяснят все даже самому непродвинутому пользователю.
Пока банки не видят в этом особой конкуренции. Хотя эксперты уже оценивают долю мобильных платежей в 13% от всех электронных денег в стране и предрекают через год ее двукратное увеличение. Как пояснила вице-президент, глава Блока информационных технологий Банка Москвы Оксана Смирнова-Крелль, банковское сообщество попробует найти «разумное сочетание» в работе с сотовыми операторами. Банкирам нужно опасаться, скорее, «налички». По данным Центробанка, за период с 1 января 2007 года по 1 сентября 2010-го ее масса на руках у граждан выросла с 3,1 трлн рублей до 5 трлн рублей. То есть последний кризис показал, что в непростых условиях гражданам спокойнее отнюдь не с электронными рублями.
Юлия ШЕСТОПЕРОВА