Идею фонда, который разделит с иностранцами риски инвестиций в модернизацию российской экономики, Медведев выдвинул в прошлом июне на форуме в Санкт-Петербурге. На сегодня у него запланировано решающее совещание по концепции фонда, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердил сотрудник администрации президента. По словам последнего, на совещании президент снимет разногласия о размере фонда, источниках его финансирования и организационно-правовой форме.
По словам собеседников «Ведомостей», Минэкономразвития, разрабатывавшее проект фонда, предлагает дать в его капитал $10 млрд, Минфин согласен лишь на $1 млрд. По словам одного из чиновников, есть и компромиссный вариант: сначала $1 млрд, а затем постепенная докапитализация до $10 млрд. Минфин поддерживает идею первоначального вклада в $1 млрд и постепенного наращивания объема фонда, говорит чиновник Минфина, но делать это нужно за счет дополнительных доходов бюджета, а не из средств фонда национального благосостояния, как предлагает Минэкономразвития.
По словам нескольких чиновников, участвующих в обсуждении, нет определенности с формой фонда. Это может быть АО или закрытый паевой инвестиционный фонд, говорит чиновник Кремля, возможно вхождение в капитал фонда международных институтов развития.
Замминистра экономического развития Станислав Воскресенский говорит, что Минэкономразвития такого не предлагает, фонд должен на 100% контролироваться государством, но у него может быть консультативный совет, куда войдут мировые имена в области инвестирования.
Все мировые суверенные фонды во избежание конфликта интересов полностью контролируют управление, рассказывает президент инвестфонда Icon Private Equity Кирилл Дмитриев, международные организации или частных инвесторов пускают разве что в субфонды.
Чиновники Кремля и Минфина говорят, что поддерживают форму, при которой фонд будет при Внешэкономбанке. У Внешэкономбанка есть опыт и совместный фонд с иностранцами (Macquarie Renaissance Infrastructure Fund. — «Ведомости»), объясняет чиновник Минфина. Об организационно-правовой форме пока говорить рано, считает Воскресенский.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в пятницу заявил, что фонд прямых иностранных инвестиций может участвовать в проектах не только в России, но и в СНГ при условии российского участия — инвесторов это интересует. Дмитриев считает, что соотношение вклада российского фонда и соинвесторов должно составлять по крайней мере 1 к 5 (цитата по «Прайм-ТАСС»).
Государство должно инвестировать не больше 10—15%, согласен Воскресенский, но речь должна идти только об инвестициях внутри России.
Капитал в $1 млрд практически бесполезен, считает доцент Высшей школы экономики Виктор Шпрингель, минимум для такого фонда в сопоставимых с Россией экономиках — $20—30 млрд.
Капитал в $1 млрд крупные инвесторы посчитают несерьезным, согласен инвестбанкир из крупного фонда: капитал двух аналогичных фондов Абу-Даби — свыше $1 трлн, в Китае — $300 млрд, даже в Малайзии — $30 млрд. Начать с $1 млрд можно, но тогда нужно добавлять в год еще по $2—3 млрд, заключает инвестбанкир.
Дмитрий КАЗЬМИН, Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Наталья КОСТЕНКО