Рост числа мошеннических операций беспокоит финансистов. В то время как Комитет по платежам Евросоюза намерен создать единую базу данных о преступлениях в финансовой сфере, российские банкиры собрались в минувшую пятницу на семинар, посвященный методам защиты от экономических преступлений. В кредитных организациях считают, что пресечь использование сложных схем можно обмениваясь данными и информацией о криминале среди банков.
Мошенников становится больше
Россия лидирует по числу экономических преступлений по всему миру. И речь идет вовсе не о банальных мошенничествах, типа пирамиды МММ-2011 Сергея Мавроди, а о замаскированных банковских финансовых схемах. По данным проводимого раз в два года обзора экономических преступлений от PricewaterhouseCoopers (PWC), в 2009 году от одного серьезного экономического преступления пострадал как минимум 71% российских компаний. А с 2007 года этот показатель вырос на 12%. В PWC отмечают, что по числу мошенничеств лидирует финансовый сектор (26%), при этом большая часть преступлений (64%) связана с незаконным выводом активов.
Обеспокоенные этим банкиры собрались в минувшую пятницу на первый в России семинар «Мошенничество при осуществлении международных операций банка: как распознать и минимизировать последствия», где обсудили наиболее распространенные схемы и способы защиты. В международных схемах мошенники зачастую активно используют два вида аккредитивов (переводные и резервные), банковские гарантии, а иногда и сфабрикованные «ценные бумаги», типа «квитанций безопасного хранения» и «золотых сертификатов».
Как отметила руководитель отдела торгового и проектного финансирования Барклайс Банка Наталья Колюшенко, в международных схемах мошенники зачастую остаются безнаказанными. Этому способствует, в частности, то, что они используют в своих схемах компании с ограниченной ответственностью, которые маскируют подлинных владельцев активов.
Существует несколько признаков необычных сделок. К наиболее очевидным из них можно отнести излишнюю поспешность в заключении сделки и трудность определения контрагента клиента. Мошенники любят «подтверждать» свой контракт банком из топ-25, 50 или 100. Цена же товара в таких контрактах, как правило, ниже рыночной на 20—30%. Настораживающим признаком в контракте могут стать также жесткие условия по неразглашению информации о деталях сделки со ссылкой на правила Международной торговой палаты. В Барклайс Банке отмечают, что в случае признаков мошеннических схем с аккредитивами и гарантиями сотрудникам банка не стоит самим пытаться понять, где будут потеряны деньги. «Это напрасное занятие в тех случаях, когда мошенническая схема очень сложная, а банковские специалисты видят только малую часть и никогда не узнают всей картины», — отмечает
Три фальшивые схемы
Использование фальшивых международных банковских гарантий, как правило, происходит по трем схемам, отмечают в банке «ВестЛБ Восток». Первая из них строится по принципу участия в международной инвестиционной программе и дальнейшей продажи гарантии на вторичном рынке. При этом сумма сделки, как правило, составляет 25 млн, 50 или 100 млн долл. либо евро. Сделка закрытая, в нее допускаются только банки и выборочные крупные компании. Мошенники предлагают банку «присоединиться» к сделке незначительной суммой в 1—2 млн долл. «За собранные деньги мошенники обещают приобрести банковскую гарантию «первоклассного банка» (его название не раскрывается) по сниженной цене, а затем продать по номиналу на вторичном рынке», — отмечает руководитель департамента торгового финансирования банка «ВестЛБ Восток» Людмила Рылова.
Вторая схема связана с покупкой международной гарантии с дисконтом: мошенники предлагают купить гарантию «первоклассного банка» с дисконтом 50—70% от номинала, которую по истечении срока действия можно предъявить в банк-эмитент, который выплатит сумму по гарантии. По словам
Третья схема связана с привлечением «дешевых» (стоимость ниже депозитных) денег
«Нереальные» реальные истории
В прошлом году на рынке «бродило» много фальшивых гарантий Сбербанка: номинал гарантий составлял от 250—500 млн долл., цена же на них варьировалась от 1 до 50 млн руб., гарантии были исполнены на русском и английском языке. В истории фальшивок был случай с двумя поддельными сертификатами на заоблачные суммы. «Один сертификат был дан на сумму, равную годовому бюджету США, второй — на 23 т золота, притом что все страны мира владеют порядка 22 т золота. Якобы это какой-то банк, который является офшорным банком, ничего страшного, если мы это упомянем, HSBC, потому что он страдает везде от этих мошенников», — отметила
В банке «ВестЛБ Восток» отмечают, что к признакам фальшивых схем можно отнести: использование круглых сумм, слишком высокий доход, а также указание в гарантии на «первоклассность» банка. Чтобы не попасться на крючок мошенников, нужно помнить: банковская гарантия является персональным документом, она не продается и не покупается, говорят в банке «ВестЛБ Восток». Кроме того, дополнительной защитой может послужить соответствие банковской гарантии унифицированным правилам ICC публикации 758. В Барклайс Банке отмечают, что пресечь использование сложных схем может обмен данными и информацией о криминале среди банков. В частности, Комитет по платежам Евросоюза (European Payment Council) намерен создать единую централизованную базу данных о преступлениях в кредитно-финансовой сфере в зоне евро.
Марина МАКСИМОВА