После реформы из 26 подразделений, подчиненных территориальному банку в Петербурге, останется семь головных отделений — по числу регионов, в них сосредоточится работа с крупными корпоративными клиентами, сообщила пресс-служба банка. Кредитный лимит на одного клиента в Петербурге — 3 млрд руб., в области — 1 млрд руб., рассказал на условиях анонимности топ-менеджер банка. В подчинении у них будут находиться отделения, обслуживающие компании среднего сегмента, в Петербурге их 10, цитирует пресс-служба зампредседателя банка Валерия Булыгина. Они, в свою очередь, будут курировать работу сети розничных офисов, которые раньше подчинялись 26 подразделениям, уточняет пресс-служба.
По словам Булыгина, банк в Петербурге возьмет на себя стратегические вопросы и работу с узким кругом крупнейших клиентов. Это компании с оборотом около 10 млрд руб., уточняет менеджер.
У Северо-Западного Сбербанка 1057 филиалов и около 20 000 сотрудников. Сокращения филиалов не было и не планируется, сокращено около 30 человек, делится топ-менеджер. Проект перехода к новой модели управления филиальной сетью, которая была «подчас избыточна и неоптимальна», стартовал в январе и займет около года, сообщил Булыгин. После этого будет принято решение о тиражировании опыта на всю систему организации, сообщили в пресс-службе Сбербанка.
Изменения в первую очередь направлены на сокращение издержек, в основном за счет персонала, говорит директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Согласно стратегии Сбербанка к 2014 г. планируется привести среднесписочную численность персонала к уровню 210 000 человек, что соответствует ежегодному сокращению на 3—5%. По словам председателя наблюдательного совета банка «Санкт-Петербург» Индрека Нейвельта, подобная модель используется в большинстве западных и российских банков. Затраты на реорганизацию минимальны, замечает Матовников.
Новая система очень похожа на управление сотовыми операторами, пирамида которых выглядит как «область — макрорегион — центр», говорит преподаватель ИМИСП Дмитрий Привольнев. Передача полномочий «вниз», по его словам, позволит индивидуализировать подход к клиенту.
Нейвельт полагает, что такие нововведения меняют рутинный уклад, что зачастую идет банкам на пользу. А директор регионального центра «Северо-Западный» Райффайзенбанка Александр Конышков считает реформу болезненным процессом: «Сотрудники обычно очень консервативны». Он оценил затраты на IT до $10 млн.
Алла ТОКАРЕВА