Реаниматоры Стратегии-2020 всерьез обсуждают возможность введения в России поста уполномоченного по защите прав инвесторов, а также создание Совета по защите прав инвесторов, рыночных институтов и экономической свободы. Эксперты оценивают такую инициативу положительно, но с оговоркой: чтобы нововведения не постигла участь многочисленных, но по сути фиктивных «советов при…», инвестомбудсмены должны быть наделены реальной процессуальной властью.
По замыслу экспертов из группы по укреплению рыночных институтов, «инвестиционный омбудсмен» должен фокусироваться на ключевых проблемах, волнующих бизнес, и обеспечивать обратную связь предпринимателей с высшим руководством страны. «Для придания должного статуса уполномоченному по защите прав инвесторов назначение на этот пост должно производиться президентом России на длительный срок (не менее пяти лет)», — предлагают реаниматоры Стратегии-2020. Одной из задач защитника инвесторов должна быть организация экспертизы всех новых нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу.
Президент «Деловой России» Александр Галушка считает, что это шаг в правильном направлении. Однако для того чтобы этот механизм заработал, необходимо обсудить статус и реальные полномочия уполномоченного. «Международный опыт показывает, что этот институт эффективен только тогда, когда «предпринимательский омбудсмен» обладает особым процессуальным статусом, а не просто является выделенным чиновником», — говорит он. То есть он должен обладать полномочиями приостанавливать действия контрольно-надзорных органов, квалифицировать их как незаконные. Фактически ему может быть дано право накладывать вето на проекты нормативных актов, противоречащие интересам инвесторов.
Оценку документов планируется осуществлять на базе совета по защите прав инвесторов, рыночных институтов и экономической свободы, в который должны войти эксперты, представители бизнеса и чиновники. Сейчас похожую функцию выполняет департамент оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономразвития. Однако на данный момент «защитные» функции департамента носят скорее информационный характер, рассказывает директор Центра ОРВ ВШЭ Даниил Цыганков. «Кроме того, предметная область для ОРВ пока ограничена вопросами контроля-надзора, техническими регламентами и оценкой соответствия, и в нее не входят другие, весьма чувствительные для бизнеса вопросы», — поясняет он.
По мнению
В Минэкономразвития комментировать предложения экспертов отказались, сославшись на то, что они еще слишком сырые для обсуждения.
Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает предложение по созданию совета и поста инвеступолномоченного позитивным, однако иронизирует, что у нас и так уже много «уполномоченных по защите разных прав». «В России нет устоявшегося института защиты собственности. Нужен арбитр, к которому можно обратиться для того, чтобы тебя минимум — заметили, максимум — защитили», — считает он.
Защищать интересы инвесторов должны в первую очередь законы и обязательность их исполнения, уверен руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Надо повышать качество работы имеющихся механизмов. В России и так создано много «советов при…», и непонятно, как введение нового решит все наши проблемы, скептичен он.
Анастасия ЛИТВИНОВА