Белорусская власть оказалась не в силах справиться с дефицитом валюты и подарила всем своим противникам великолепный подарок. Нацбанк Белоруссии перестал продавать коммерческим банкам доллары и евро. Теперь в обменниках страны некоторое время (может быть, весьма продолжительное) не будет валюты. С начала года золотовалютные резервы Белорусского Нацбанка сократились на $1 млрд, до $4 млрд на 1 марта. По итогам января 2011 года дефицит платежного баланса страны вырос на $900 млн. За год импорт в Белоруссию увеличился на 36%, а экспорт упал на 13%. Сегодня даже белорусский пролетариат, далекий как от политики, так и от экономики, в курсе, что страна стоит на грани финансовой пропасти.
Власть же вместо традиционных мер: девальвации национальной валюты, сокращения зарплат в госсекторе и прекращения строительства крупных социальных объектов (ледовых дворцов, бассейнов и больниц) — идет на довольно странные шаги, которые в перспективе загонят Белоруссию только в еще большую финансовую яму.
Так, с начала марта в стране было введено несколько валютных ограничений. Импортерам запретили покупать валюту в количестве большем, чем 50 000 евро. Компания Samsung тут же ушла с белорусского рынка. На валютной бирже заявки на покупку иностранной валюты теперь выполняются только спустя 30 дней после подачи, хотя ранее такие запросы удовлетворялись в течение суток. При этом биржевой сбор на покупку валюты одномоментно вырос в 200 раз — до 2%. На внебиржевом рынке уже появились спекулянты. Они продают валюту по цене, на 10—20% большей, чем на бирже. Многим компаниям, которым необходимо рассчитываться со спекулянтами, деваться некуда и они пользуются этими спекулятивными предложениями. Проблему признал даже Нацбанк.
Белорусы же в последние две недели каждое утро начинают в очередях в обменники. Чтобы на этой почве было меньше конфликтов, у обменников стали дежурить милиционеры. Говорят, белорусы, которые традиционно доверяли исключительно доллару, на фоне ажиотажа стали скупать и евро, и российские рубли. Вырос спрос даже на польские злотые.
Новую меру властей по сохранению золотовалютных резервов банкиры не поняли. В частных беседах со мной они рассказывают, что накал страстей у обменников мало-помалу стал сходить на нет: у людей закончились «зайчики». Если бы власть не делала «глупых движений», люди постепенно начали бы сдавать «лишние» доллары обратно. Но теперь этого ждать не приходится. Сейчас банкиры говорят, что власть поступила довольно неосмотрительно: впереди — сезон отпусков, и белорусы, лишенные возможности покупать валюту, будут кипеть от злости. Это особенно актуально в связи с тем, что местный «зайчик» очень неохотно меняют на национальную валюту даже в соседней Украине, не говоря уж про Польшу и Литву. Сегодня официальный курс доллара в Белоруссии — 3080 белорусских рублей. Но латвийские банки готовы покупать «зайчик» только по цене 3750 белорусских рублей за доллар.
Еще один важный момент: сейчас в Белоруссии наблюдается ажиотажный спрос на автомобили. Местные, опасаясь повышения таможенных пошлин на машины до уровня российских, активно ввозят в страну авто из Европы и США. Очевидно власть, идя на столь непопулярные меры именно этой весной, сильно рискует.
Но, похоже, других инструментов для сохранения стабильности у Нацбанка нет. Недостаток валюты — главный бич белорусской экономики. Ситуацию ухудшило еще и то, что накануне выборов — в ноябре 2010 года — Лукашенко увеличил зарплаты в госсекторе и поднял пенсии.
Кризис в Белоруссии виден невооруженных глазом даже зарубежным экспертам. Standard & Poors понизило долгосрочный кредитный рейтинг Минска с B+ до B. «Негативный» прогноз сохранен. Fitch снизил рейтинг надежности сразу семи крупнейших белорусских банков. Российская «дочка» UniCredit прекратила операции с белорусским рублем. BelSwissBank запретил валютные операции по пластиковым карточкам. В белорусских банкоматах уже исчезли доллары.
Белорусские банкиры ждут девальвации. По мнению трех опрошенных мной экономистов из крупнейших банков страны, перспективы белорусской валюты печальные. Все они ждут, что еще до начала апреля «зайчик» подешевеет как минимум на 20%. Чаще всего фигурирует цифра 3800 белорусских рублей за доллар. Власть пытается успокоить население, но ее заявления звучат неубедительно.
Новых кредитов никто не дает. Хотя Лукашенко старается: он уже запросил $2 млрд в антикризисном фонде ЕврАзЭС, и еще $1 млрд — у российского правительства. МВФ же четко дал понять: кредитная линия может быть увеличена только при одном условии: курс белорусского рубля должен быть снижен резко и очень значительно. Независимые эксперты в частных беседах говорят о том, что «зайчик» должен стоить как минимум вдвое дешевле, чем его оценивают сейчас. А еще МВФ предостерегает потенциальных кредиторов: к концу года внешний долг страны вырастет до 75% ВВП.
Белоруссии же деньги нужны, как никогда. Понимая, что с кредитами ситуация зашла в тупик, власть надеется на массовую распродажу своих предприятий. 22 марта в стране был утвержден план приватизации крупнейших объектов промышленности на 2011—2013 годы. Власть рассчитывает продать акции 244 заводов. Среди них 17 энергетических предприятий. Похоже, у России появляется уникальная возможность скупить наиболее лакомые кусочки экономики союзника. Грех не воспользоваться. Тем более, что Лукашенко, до сих пор выступавший за экономическую независимость, теперь лично встречает и обнимает чуть ли не каждого потенциального инвестора…
Дмитрий ГЕРАСИМОВ