Ажиотаж начался после публикации доклада МВФ. «У властей имеется несколько вариантов действий в отношении обменного курса, при этом фонд отдает большее предпочтение проведению девальвации, чтобы быстро сократить дефицит счета текущих операций», — отмечали эксперты фонда (цитата по «Интерфаксу»).
Рекомендация МВФ провести девальвацию «взбудоражила население», сетует президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Ну знаете, как МВФ требует, — говорит Лукашенко, — все побежали в обменные пункты».
С 16 марта нацбанк Белоруссии (НББ) продавал коммерческим банкам иностранную валюту, чтобы в обменниках не было дефицита. Одновременно он увеличил срок резервирования средств на покупку валюты на бирже с 1 до 30 дней. Правда, это ограничение власти обещают снять 1 апреля. Но во вторник НББ остановил продажу наличной валюты — соответствующее письмо было направлено в коммерческие банки.
«Данные слухи никоим образом не соответствуют действительности», — сообщил 15 марта белорусский нацбанк. «Изменения обменного курса белорусского рубля, выходящие за рамки [установленных] параметров, не планируются и производиться не будут», — отмечено в его заявлении. Курс белорусского рубля к корзине иностранных валют сможет отклоняться на 8% в обе стороны от значения 1057,04 руб., сложившегося на начало года.
Уже некоторое время действуют ограничения на выдачу валюты частным лицам коммерческими банками. BelSwissBank запретил снимать иностранную валюту с рублевых счетов на пластиковых карточках. Белвнешэкономбанк ввел запрет на получение наличной иностранной валюты в пунктах выдачи наличных и банкоматах банка и банков-партнеров.
«Действия властей по ограничению операций с валютой связаны с ее катастрофической нехваткой: в резерве национального банка — $4 млрд, но долг банка перед коммерческими банками составляет $3,6 млрд. В январе было зафиксировано падение экспорта на 13%, наложилось также отсутствие международных кредитов и рост цены на нефть и газ», — перечисляет Романчук. С начала года международные резервы белорусского нацбанка сократились на $1 млрд, нацбанк обещает увеличить их до $10 млрд.
«Ажиотаж населения, безусловно, есть, но я не уверен, что на руках у населения есть значительная белорусская наличность», — отмечает руководитель белорусского представительства «Ренессанс капитала» Сергей Левин. Более вероятно, что
СМИ сообщили, что белорусы приобретают российские рубли и уже на территории России обменивают их на доллары. Такое возможно, но не в массовом порядке, ажиотажного спроса и очередей нет, уверяют сотрудники смоленских офисов ВТБ и «Юниаструм банка».
Татьяна БОЧКАРЕВА, Татьяна ЛЫСОВА, Полина ХИМШИАШВИЛИ