У России все меньше шансов на успех в деле создания международного финансового центра (МФЦ). Такие выводы были сделаны из исследования, проведенного российским Институтом посткризисного мира. Даже при удачном стечении обстоятельств стать мировым финансовым центром у Москвы не выйдет даже в ближайшие 50 лет: наши конкурентные позиции сегодня гораздо хуже, чем 3—4 года назад, до прихода кризиса. Все, на что мы можем рассчитывать- это роль регионального центра, да и здесь начинаем уступать конкурентам, в первую очередь Казахстану.
«Вероятность формирования МФЦ в России в целом снижается»,— констатировал на 23 марта конференции «Перспективные стратегии банков 2011—2012» директор фонда ЦРФР Юрий Данилов, представивший некоторые тезисы исследования (позже с презентацией ознакомят и чиновников правительства на одной из профильных рабочих групп). Экономисты Института посткризисного мира изучили показатели, которые характеризуют конкурентоспособность национального финансового рынка с точки зрения вероятности его превращения в МФЦ.
По словам Данилова, «как ни трагикомично», шансы России особенно заметно снизились в последние три года, после того, как президент поставил перед правительством задачу построить финансовый центр мирового уровня.
Вавилонская башня
«МФЦ- это не здание в центре Москвы, как некоторые наши чиновники думали,— иронизирует экономист.— Это национальный финансовый рынок, но на современном этапе глобализации». Сегодня капиталы мигрируют в те страны, где для них создаются наилучшие условия, пояснил он. Но Россия среди них не фигурирует.
C одной стороны, с 2006 года наша страна увеличила свою долю на международном финансовом рынке по всем показателям и, казалось бы, двигается в правильном направлении. «Однако за то же время наши прямые конкуренты на глобальном рынке капитала продвинулись гораздо дальше»,— отмечает экономист.
В частности, Китай по объемам биржевой торговли оторвался от всех конкурентов. Самое трагичное для нас то, говорит Данилов, что выполнение основной задачи финансового рынка- трансформация сбережений в инвестиции- осталось на низком уровне. «После кризиса Россия так и не восстановилась, хотя все остальные либо превзошли докризисные показатели, либо близки к этому,— рассказывает экономист.— Тогда как Китай, Бразилия, Индия растут, привлекают деньги, проводят модернизацию. Наши прямые конкуренты идут к образованию МФЦ, а мы топчемся на месте».
50 лет одиночества
Кроме характеристик конкурентоспособности сегментов финансового рынка важен и такой показатель, как конвертируемость национальной валюты. «Без того, чтобы валюта стала свободно конвертируемой, закрепиться в качестве МФЦ не получится»,— говорит Данилов. Даже Китай, который, по убеждению экономиста, после мирового кризиса уже фактически стал региональным финансовым центром, сегодня вводит необходимые элементы конвертации юаня.
Поэтому в «конкуренции китов» нам в лучшем случае светит стать финансовым центром регионального уровня, утверждает он. «О том, чтобы стать мировым финансовым центром, речи не идет по крайней мере ближайшие лет пятьдесят, и то при благоприятном стечении обстоятельств»,— пессимистичен он. В клуб сложившихся на сегодняшний день финансовых центров международного уровня (Лондон, Нью-Йорк, Франкфрт) нам не попасть: на этом пути у нас слишком сильные конкуренты- остальные страны BRIC во главе с Китаем, а также примкнувшие к ним в последнее время Южная Африка и Корея.
Максимум, чего мы можем добиться- стать региональным центром в зоне тяготения, в которую попадают страны СНГ и, если повезет, страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Но и здесь у России есть соперники: Польша, Турция и Казахстан.
«Если наши казахские друзья в этой сфере будут работать столь же грамотно, а мы столь же бездарно, как последние три года, не исключено, что финансовый центр будет создан в Казахстане,— отмечает Данилов.— Во всяком случае, казахский премьер сейчас предпринимает шаги в нужном и правильном направлении».
Плохой климат
Причины неуспеха- снижения привлечения капитала и его оттока- экономисты Института посткризисного мира видят в плохом инвестиционном климате, незащищенности прав собственников, инвесторов, банкиров, которые дают в долг.
Кроме того, главный враг общественных интересов- это не только и не столько коррупция, сколько то, что наши министерства и ведомства сегодня ставят свои интересы выше общественных, утверждает экономист. «Они не заинтересованы в принятии согласованных решений,— сетует он.— Подготовка решений превратилась в торговлю: одно ведомство говорит: „Мы согласуем ваш проект, если вы согласуете наш», и идет просто размен интересов».
«Чтобы был прорыв, нужна штабная (но не командная) система управления, когда приоритет имеет куратор по определенному проекту, а все остальные просто выполняют свои функции»,— заключает Данилов.
Потерять свой рынок
Вся эта ситуация грозит нам тем, что финансовые операции уйдут за пределы российской юрисдикции, предупреждает экономист. «На рынке акций это уже активно происходит последние полгода: хотя долговые рынки развиваются опережающими темпами по сравнению со средним трендом роста по миру, мы все равно проигрываем нашим прямым конкурентам,— говорит он.— Китай мы уже отпустили далеко вперед и никогда не догоним. Речь идет о том, чтобы сохранить суверенитет над национальным рынком».
Для этого, по словам Данилова, нужно существенно корректировать политику по формированию МФЦ, учесть новые требования, выдвинутые кризисом и иметь в виду, что наши конкурентные позиции сегодня гораздо хуже, чем 3—4 года назад.
Государство не все загубило
С этими претензиями министерствам экономического блока категорически не согласен советник Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Денис Парликов. «Отстаивание интересов нельзя путать с выработкой единой позиции»,— говорит он.
Да и в целом перспективы создания МФЦ в России он оценивает гораздо более оптимистично, чем Данилов. «Не все так плохо, как кажется,— говорит он.— Государство- не такая уж империя зла, которая уничтожает светлую идею создания МФЦ».
В частности, за последнее время налицо качественные сдвиги. «Всеми критикуемый план правительства по созданию МФЦ, который был принят в июле 2009 года, в отличие от многих стратегий, носит далеко не декларативный характер,— утверждает чиновник.— Прошло полтора года с его принятия, и на данный момент из 48 мероприятий 15 уже выполнено, а более 25 на стадии высокой готовности».
Было сделано многое, утверждает Парликов: проделана большая работа как законодателями, так и органами исполнительной власти. «Приняты законы о клиринге и инсайдерской информации, которые сложно переоценить, потому что они созданы с учетом лучшей практики»,— говорит он. Напомнил он также о принятых антирейдерском законе, о прорыве в визово-миграционном законодательстве: «После того, как было дано указание привлечь высококвалифицированных специалистов с Запада, был принят закон, который разрешил привлекать их без учета квот, сняты и другие ограничения: если раньше оформление визы занимало от месяца до полугода, теперь оно занимает 2—3 недели».
Пока никто не разместился
Сделано многое в налоговой сфере, урегулирован законодательно и вопрос о размещении и обращении в РФ иностранных ценных бумаг, напоминает Парликов. «Да, пока, к сожалению, никто не разместился,— признает он.— Но до момента принятия этого закона даже такой возможности не было. Сейчас они есть, разговоры с иностранными эмитентами идут».
«План мероприятий не просто выполняется, а практически выполнен,— заключает он.— Самый важный вопрос из оставшихся- закон о бирже и организованных торгах. Его обсуждают уже около 8 лет, надеюсь, в этом году разногласия снимутся и его наконец-то уже примут».
Впрочем, это не значит, что если в 2012 году план мероприятий формально будет выполнен полностью, то инвесторы хлынут из Лондона или Франкфурта на РТС, предупреждает чиновник МЭРТ. «Такого не будет, но важно поступательное развитие, которое идет достаточно успешно»,— считает он и напоминает, что по итогам 2010 года российский фондовый рынок вырос больше, чем в странах BRIC и по сравнению с индексами развитых рынков. «Сектор фьючерсов и опционов РТС занял 11 место в мире по объему контрактов, и это очень неплохой результат,— говорит Парликов.— У российского рынка значительный потенциал роста».
Путин понял, что «
«Я сам пишу бумаги для правительства, которые говорят, что мы строим финансовый центр,— разводит руками Данилов.— Есть показатели, по которым отчитываются ведомства и правительства, но обращать внимание нужно на другие показатели- в первую очередь на проигрыш нашим прямым конкурентам».
Выводы исследования- не приговор, у нас еще есть шансы, допускает Данилов. «Они тают, но мои надежды связаны с тем, что в последние месяцы руководитель правительства начинает понимать, что
Илья ЗИНЕНКО
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.