На «круглом столе» «Ф.», организованном при поддержке компаний IBM и «Неофлекс», банкиры пришли к выводу, что задачи бизнес-аналитики вышли на новый уровень.
За рубежом аналитика проникла во все сферы деятельности. Российские банки в обязательном порядке применяют ее только при формировании отчетности, лишь некоторые пришли к клиентской, маркетинговой аналитике. И совсем немногие — к использованию в сфере риск-менеджмента. Последние регуляторные тенденции мирового рынка, стремление снизить риски от участия государства в банковском капитале (кризис заставил переоценить этот момент), постановка все усложняющихся задач по обеспечению доходности приводят к перекрестному использованию аналитическими модулями данных различных учетных систем. На практике это означает интеграцию, создание единой информационной базы для всей организации. Степень централизации напрямую связана с масштабом бизнеса и рынками присутствия.
Константин Гурджиев, главный консультант по макроэкономике Центра экономических исследований IBM Institute of Business Value, рассказал, что российским банкам придется пересмотреть свои бизнес-модели, иметь дело с постоянно усложняющимися и меняющимися продуктами, услугами, клиентской базой. Надо подготовиться к возможным слияниям, к интеграции платформ, особенно в среднем сегменте. «Банки должны понимать и предсказывать изменения спроса с помощью аналитических исследований. При этом аналитика должна быть интегрирована как в оперативные системы, так и в стратегические планы. Например, сегодня риски оцениваются параллельно по отдельным клиентам и по отдельным услугам. Должно идти постоянное движение от одной системы риск-оценки к другой, то есть необходима интеграция. Интегрированная аналитика включает в себя планирование и стратегии, и бюджетную аналитику, аналитику управления рисками, аналитику, связанную с внутренней управленческой и внешней регулятивной отчетностью. Именно такие возможности будут основой конкурентоспособности банков через 3—5 лет. Особенно это актуально для диверсифицированных банков, — спрогнозировал Константин Гурджиев. — Маржа будет поддерживаться не за счет роста сложности услуг (это докризисная система), а за счет более четкого определения требований клиентов и систематического снижения стоимости их обслуживания». По его мнению, банковский сектор перейдет от инженерии деривативов к инженерии систем управления рисками, как для клиентов, так и в собственных операциях.
Действующая модель риск-менеджмента способна покрыть только динамические риски, то есть риски, которые развиваются в течение времени. Но некоторые риски носят взаимосвязанный, коррелятивный характер. Поэтому необходима грануляция данных: чем более высокий уровень базы данных мы можем получить, тем лучше. Однако эти проблемы пока далеки от российского банковского сектора.
Вице-президент Инвестиционного торгового банка Алина Ветрова заметила, что взгляд западных аналитиков на российскую банковскую систему и его ключевые проблемы очень интересен. «Но мы, варясь в собственном котле, при общемировой нестабильности, не совсем уверены в том, что будет завтра, — сказала Алина Ветрова. — Да, для удержания клиентской базы необходимо обращать больше внимания на клиентскую аналитику, но не уверена, что многие из нас доросли до такой степени детализации, как детальная оценка рисков по каждому клиенту».
Руководитель экспертной группы банковских технологий СБ банка Максим Волков рассказал, как при построении системы оценки значимости отдельного клиента для организации руководство СБ банка пришло к выводу, что данные одного филиала не позволяют рассчитать объективную оценку. Поэтому необходимо объединить информацию, представить данные в едином информационном поле. «Когда мы приступили к решению этой задачи, то поняли, что нужно включить в единое информационное поле не только данные центральной и филиальных CRM, но и еще трех учетных направлений, — развил мысль Максим Волков. — В результате наши сотрудники могут на всех уровнях принимать согласованные решения. Раньше, например, решения руководства недостаточно быстро транслировались исполнителям, и все были недовольны — руководители, исполнители, клиенты. Это неправильно». Сейчас банк, благодаря информационной централизации, может открыть дополнительный офис без руководителя. «Система позволяет сотрудникам организовывать свое рабочее время, оценивать свое состояние в сравнении с другими сотрудниками, руководители направлений контролируют все процессы», — говорит он.
Новая система качественной оценки значимости клиента позволила объединить информацию о необъявленных группах. «Когда клиент озвучивает взаимоотношения с компанией — это одно. А когда мы сами можем выявить несколько связанных клиентов, работающих с нашим банком, то можем предпринять тактические шаги и лучше оценивать собственные риски», — заключает Максим Волков.
По ходу дискуссии участники отметили, что законодательные и регуляторные инициативы также влияют на совершенствование аналитических подходов. «Начал действовать закон о защите персональных данных. И сразу возник вопрос: а где еще можно использовать данные, если уж мы их защищаем и обрабатываем? Этот посыл, безусловно, послужит большим толчком для использования персональных данных, в том числе для оценки рисков частных клиентов», — привел пример Максим Волков.
По мнению вице президента, руководителя управления стратегического анализа и планирования Ситибанка Андрея Оберемка, оценка риска корпоративного клиента на персональном уровне ведется давным-давно. Считаются и риск на уровне компании, и ценность компании. Банки только приходят к необходимости считать риск на уровне розничных клиентов. «Нас здесь собралось довольно много, и все мы стараемся работать с одними и теми же клиентами, — рассуждает Андрей Оберемок. — Допустим, банк А не считает риск-клиентов, а банк Б считает. Тогда не самые лучшие клиенты вскоре окажутся в банке А».
Все сводится к необходимости внедрения именно интегрированной аналитики. Поэтому крайне важно изначально правильно подойти к построению аналитических систем. Существует три варианта: создание единого хранилища данных, децентрализация и одно из последних веяний в мировой практике — аутсорсинг. Российские банки находятся в стране консерваторов.
Василий Кузьмин, руководитель направления «Банковская отчетность» компании «Неофлекс», уверен, что для российских банков сегодня все острее звучит тема автоматизации бизнес-аналитики. И если еще три-четыре года назад потребности в бизнес-аналитике сводились к получению различных видов управленческой отчетности, то сейчас актуальны более сложные аналитические приложения, решающие задачи финансового планирования и бюджетирования, формирования клиентской аналитики, управления активами и пассивами, управления рисками и других. Для них управленческая отчетность — это исходная информация.
Однако для успешного их внедрения и эффективного использования необходимо решать проблемы по очистке банковских данных и их консолидации. На передний план выходит вопрос построения единого корпоративного хранилища данных банка, которое является универсальным источником информации для всех приложений бизнес-аналитики. В то же время с увеличением сложности и разнообразия задач бизнес-аналитики возрастают требования к уровню знаний аналитиков, занимающихся построением хранилища данных. Причем эти требования касаются специалистов как самого банка, так и подрядчика, привлекаемого к работам.
Путь внедрения систем бизнес-аналитики поверх единого хранилища данных, по мнению Василия Кузьмина, является наиболее эффективным для банков. Однако чтобы проект создания хранилища был успешен, необходимо соблюсти целый ряд условий. Эти условия были проиллюстрированы на примере проектов, выполненных компанией «Неофлекс» для российских и иностранных банков. В числе таких условий наличие в банке проработанной методологии управленческого учета и планирования, готовность банка развивать и уточнять методологию, огромный опыт поставщика в выверке и обогащении данных учетных систем, поступающих в хранилище. Кроме того, это качество модели данных хранилища, организация тестирования хранилища на основе реальных данных, а также разработка регламента работы хранилища после его запуска в промышленную эксплуатацию.
По мнению начальника ПЭУ банка «Агропромкредит» Шамиля Кашафетдинова, разворачивать такую систему имеет смысл при определенном количестве клиентов. Небольшому частному банку тоже требуется система бизнес-аналитики, но разворачивать ее нужно поэтапно, учитывая ограниченный бюджет и ограниченные технические мощности. Главное — не останавливаться.
Директор планово-экономического департамента Русь-банка Илья Помигалов счел решение, предложенное «Неоэфлексом», одним из самых красивых на текущий момент в России. И одним из самых дорогих.
В продолжение разговора о соотношении цена — качество начальник отдела клиентской информации и бизнес-аналитики финансового департамента ВТБ24 Олег Амурский поделился опытом оценки эффективности от внедрения хранилища данных. «Прямая отдача — возможность сегментации клиентов по критериям, формирование для них целевых предложений, их продажа. Кроме того, на базе единого хранилища стало возможно централизованно формировать отчетность как для подразделений головного офиса, так и для территориальных подразделений, — рассказывает Олег Амурский. — Сократились трудозатраты аналитиков. По нашим оценкам, инвестиции в построение инфраструктуры хранилища окупились за год его использования». Проект внедрения хранилища до момента, когда им стало можно пользоваться, длился 3 года, система постоянно развивается.
Начальник финансово-экономического департамента банка «Открытие» Сергей Найденов заметил, что экономическая эффективность от использования бизнес-аналитики — это не только деньги, но и скорость. «Для нас главный результат — скорость подготовки управленческой информации. Наш банк входит в топ-30 крупнейших российских банков, по данным ЦБ, в 2010 году мы завершили объединение трех банков, в текущем году присоединим еще один банк — «Губернский». Наше главное требование к единому хранилищу данных — максимально быстрые надстройки над бухгалтерской системой. В «Открытии» установлена АБС (автоматизированная банковская система), и при переходе от бухгалтерских отчетов к управленческим основной проблемой становится дефицит ресурсов», — поделился Сергей Найденов с аудиторией.
Заместитель директора департамента информационных технологий Абсолют банка Игорь Ильин рассказал, что в банке используется «концепция информационных слоев» группы KBC, в которую входит банк. «Изначально кажется, что модель перегружена, данные дублируются. Но, если присмотреться, это одно из самых идеальных решений. Реализовать все задачи на одном хранилище очень сложно, а порой невозможно», — заметил Игорь Ильин. При этом Абсолют банк уже проходил путь централизованного хранилища, но новая модель оказалась удобнее. «Суть в том, что хранилищ может быть любое количество, каждое хранилище базируется на методологии заказчика (отдельных подразделений). Например, в информационном слое «Кредит» хранится информация только по кредитам, там нет данных по клиентам, проводкам и прочему. Особенность подхода в том, что любая информация из транзакционных систем поступает только один раз и уходит в какое-то хранилище, но потом может «плодиться» сколько угодно раз. Заказчики хранилищ сами договариваются друг с другом, кому какие данные нужны, заключают SLA», — рассказал Игорь Ильин.
Операционный директор розничного бизнеса банка HSBC Артем Григорян поделился опытом международного института, который работает в странах, где регуляторы уже начали предъявлять жесткие требования к банкам. «Мы постоянно оптимизируем свои системы для соответствия требованиям регуляторов и рынка. Данный процесс имеет место как в отношении отдельных рынков, так и на уровне группы в целом; особенно трудно консолидировать системы нескольких стран».
Руководитель группы моделирования и реализации стратегии, управления маркетинга и стратегии клиентских отношений Раффайзенбанка Сергей Багно рассказал, что у них установлено собственное решение на базе методологии SAS, хранилище централизованное. «Мы пытаемся «всасывать» в него как можно больше информации, потом смотрим и, если понимаем, что какие-то пласты данных нам неинтересны, вычеркиваем их, — рассказал он о проблеме излишнего накопления невостребованной информации. — Хранилище раздувается, но до разумных пределов».
Александр Бобров, начальник отдела оценки деятельности подразделений Московского кредитного банка, рассказал о проблеме качества данных. «У нас есть хранилище, все таблицы формируются в нем. Но при расчетах в Excel возникает большое количество ошибок. Мы пытаемся организовать процедуры так, чтобы уйти от Excel», — говорит он.
Начальник отдела подготовки отчетности Московского кредитного банка Антон Балагаев на примере своего быстрорастущего банка показал, что реализация всех четырех этапов, перечисленных Василием Кузьминым, упирается в дефицит ресурсов. «У нас есть система контроля качества данных, модели данных для некоторых баз, в частности, для аналитических хранилищ, — отметил он. — Но не всегда получается успешно формировать техническое задание и функциональные требования для того, чтобы вовремя все реализовывать. А ведь управленческие решения у нас принимаются быстро, и потому реализация тоже должна быть быстрой. Возможно, для крупных банков, в которых на согласование управленческих решений уходит больше времени, нет таких проблем. Но у нас нет особенно времени для работы бизнес-аналитика, и IT-специалисту приходится подключаться к процессу напрямую».
Дмитрий Савощенко, финансовый директор Совкомбанка, рассказал, как его организация построила хранилище данных за полтора года: «При определении структуры будущей информационной системы, ее иерархии, мощности и стоимости в первую очередь необходимо отталкиваться от целей, для которых такое хранилище данных реализуется. Совкомбанк в 2007 году активно выходил на рынок беззалогового потребительского кредитования, поэтому первоочередной целью для нас было создание системы, необходимой для разработки скоринговой карты, для снижения кредитных рисков по нашим продуктам. В процессе эволюции хранилища данных система масштабировалась до функционала, решающего задачи не только повышения качества риск-менеджмента, но и разработки новых продуктов, оптимизации расходов, эффективности маркетинговых коммуникаций, локализации определенных клиентских групп. Сейчас наша информационная система позволяет создать точный и доскональный портрет нашего клиента, чуть ли не до цвета его волос. Мы активно используем хранилище данных при создании кредитных продуктов. Например, наш уникальный кредит для пенсионеров разработан, в том числе, и на основе анализа клиентской базы с помощью хранилища данных».
Андрей Хохлов, директор финансового департамента Бинбанка, считает одним их важных аспектов наличие понимания целей и задач, стоящих перед управленческой отчетностью и, как следствие, хранилищем данных: «Необходимо, чтобы бизнес-заказчики четко понимали, что они хотят увидеть, какие им нужны данные, а также нужно, чтобы задача была грамотно и корректно поставлена перед IT-отделом банка. В конце концов, бизнес-подразделениям нужен конечный результат, а как он будет достигнут — на централизованном хранилище или многослойном, — конечным пользователям не важно, это больше IT-вопросы: архитектура и построение хранилища».
Маргарита Кондиди, директор департамента розничного бизнеса Транспортного банка, выразила точку зрения небольшого банка на необходимость внедрения аналитических систем. «Мы пока в зоне таблиц Excel и только подходим к задаче создания подобного хранилища. Мы активно развиваем розничное кредитование, для нас актуальна оценка рисков. Но поскольку ресурсы наши ограничены, перед нами стоит задача снижения затрат на привлечение клиентов. Кросс-продажи как раз помогают решить обе задачи, и потому я уверена: рано или поздно мы придем к клиентской аналитике», — говорит она.
Начальник управления бизнес-анализа Home Credit Bank Наталья Барыкина рассказала об опыте использования хранилища для построения недорогих решений: «Мы уже внедрили несколько быстрых и дешевых «пилотов». У нас сложная IT-инфраструктура, для задач мы используем релизную схему, то есть задачи ограничены во времени. Это удобный механизм именно для оценки «пилотов» — каких-то новых специфических продуктов».
Олег Анисимов, вице-президент банка «Тинькофф Кредитные Системы», заметил, что в ближайшие годы в российской банковской системе начнется переход к ценообразованию на основе оценки рисков, для чего нужно очень четко и качественно изучать клиента. Причем как потенциального, так и существующего. «Если мы говорим о потенциальном клиенте, то должны сразу предложить ему адекватный тарифный план, который соответствует его уровню риска, спрогнозировать для его группы этот риск и, соответственно, предложить правильный продукт, — рассуждает Олег Анисимов. — В то же время надо анализировать поведение существующего клиента, вовремя предлагать ему переходы на более приятные для него тарифные планы. Мы придерживаемся Information Based Strategy, то есть стратегии, основанной на информации». Например, «Тинькофф Кредитные Системы» предлагает по кредитной карте (совместной с соцсетью «Одноклассники») четыре тарифных плана. Оценка риска ведется по разным факторам, какая-то информация вычленяется из аккаунтов. Поведение в социальной сети многое говорит о характере клиента и может учитываться при оценке риска. Например, если у человека много друзей именно в «Одноклассниках» и это не боты, то он, скорее всего, не мошенник.
Евгений Сеннер, начальник отдела разработки управления информационных технологий Смоленского банка, совмещает работу бизнес-аналитика и IT-специалиста. «Я сталкивался с распределенными системами. Их основной минус по сравнению с унифицированными — качество всей системы определяется наименьшим качеством отдельных узлов. Соответственно, степень достоверности информации, которую вы получите в интегрированной системе, будет зависеть от конкретного узла. Маленький фактор может повлиять на большой результат, степень риска недостоверности очень велика», — рассуждает он.
Начальник отдела контроля IT-проектов банка «Юникредит» Алексей Малышкин считает, что нецентрализованное хранилище лучше всего подходит для решения реальных задач. «Это все-таки система для принятия решений, не для хранения информации. Это не мусорная корзина, куда мы все складываем, иногда
Вадим Покидов, начальник управления финансового контроля Сведбанка, считает, что для внедрения любого хранилища данных нужны две вещи: желание менеджмента его внедрить и критическая масса самого банка. «Для наших локальных целей прекрасно подходит Excel и Axcess. В принципе, проблема ретрансляции данных на разных слоях есть всегда. Как бы ни строили базу данных, все равно есть ошибки. Например, у шведов этим занимается целый отдел, который сидит и наблюдает за происходящим, правит ошибки», — говорит Вадим Покидов.
Леонид Игнатьев, управляющий директор дирекции анализа финансовых рынков НБ «Траст», рассказал, что в банке на протяжении нескольких лет создавалась и совершенствовалась, и теперь успешно функционирует система обработки большого объема количественных данных в отдельных сегментах: денежный рынок, процентные ставки, облигации, кредитные рейтинги. Заказчиком и непосредственным создателем системы остается сама аналитическая дирекция. Ключевым требованием к системе и хранилищу данных стала максимально открытая и простая система вывода и анализа рыночных данных для широкого круга пользователей, далеко выходящая за рамки дирекции и даже банка. Система получила фирменное название и сейчас включает в себя семейство почти из 10 уникальных продуктов. Число пользователей системы обработки рыночных и финансовых данных превышает 1 тыс. человек.
Начальник отдела управления центра обработки данных и системной интеграции ДИТ ВБРР Валентин Осипов заметил, что понятие информационного хранилища вышло за рамки отдельных БД для решения локальных задач какого-то конкретного банка. Уже сейчас все банки не только поставляют необходимую информацию для НБКИ и других БКИ, но и сами активно используют ее: и для принятия решений о продаже кредитных банковских продуктов клиентам банка, и для выработки стратегий по продаже кредитных продуктов с учетом возможных рисков, и для построения поведенческих моделей клиентов.
Со временем глобальных информационных хранилищ будет больше, в том числе
Наталья АНИЩУК