Последние несколько десятилетий богатство в США было сосредоточено в руках постоянно сужающегося небольшого круга людей. На сегодня 85% благосостояния страны принадлежит примерно 20% граждан. Однако для многих богатых американцев благотворительность становится все более значимой.
Подобно богачам из прошлого «золотого века» Корнелиусу Вандербильту и Эндрю Карнеги, отличавшимся временами неслыханной щедростью, в нынешний «золотой век» богатейшие граждане Америки тоже жертвуют огромные суммы на благотворительность.
Однако нынче филантропы не просто выписывают чек на благотворительность и забывают об этом — все они, от Билла Гейтса до Филиппа Бербера, принимают более активное участие в распределении и расходовании своих пожертвований.
Сайт DailyFinance рассказывает о том, как американские миллиардеры занимаются благотворительностью.
Филантропия: Билл Гейтс и Уоррен Баффет
Некогда Билл Гейтс стал первым «технологическим магнатом» в США, а сегодня он — еще и главный филантроп в стране. Соучредитель компании Microsoft и его супруга Мелинда выделили половину своего 54-миллиардного состояния на благотворительный фонд Gates Foundation, деятельность которого направлена на борьбу с нищетой по всему миру и финансирование образовательных проектов в Соединенных Штатах. Во многом фонд следует бизнес-модели Microsoft — в частности, эта модель основывается на убежденности Гейтса в преобразующей силе технологий. На пользу фонду и то, что Гейтс занимается им вплотную — еще в 2006 году он оставил свой пост в Microsoft, чтобы заняться филантропией.
Gates Foundation уже стал крупнейшим и одним из самых прозрачных благотворительных фондов в мире отчасти благодаря знаменитому инвестору Уоррену Баффету, который выделил на развитие организации 37 млрд долларов в 2006 году. Как прокомментировал это сам инвестор, в своей благотворительной деятельности он придерживается главного принципа собственной инвестстратегии — «находить эффективные организации под управлением талантливых менеджеров». Его компания Berkshire-Hathaway принимает участие в управлении всеми активами, которые она приобретает, и Баффет активно участвует в работе благотворительного фонда и состоит в его совете директоров.
Кроме того, Баффет и Гейтс организовали акцию The Giving Pledge («Обет дарения»), цель которой — привлечь к благотворительности самых состоятельных людей как в Соединенных Штатах, так и по всему миру. Акция оказалась успешной: уже 59 богатейших людей Америки, включая Джорджа Лукаса, Дэвида Рокфеллера и Теда Тернера, откликнулись на этот призыв.
Оптимизированная благотворительность
Продав в 2000 году свою компанию CyBerCorp за 488 млн долларов компании Charles Shwab, миллионер и филантроп ирландского происхождения Филип Бербер и его супруга выделили 100 млн долларов на собственную благотворительную организацию A Glimmer of Hope («Искра надежды»). Деятельность группы была направлена на помощь «женщинам и детям, живущим в условиях нищеты в отдаленных территориях Эфиопии». Усилиями благотворительного фонда там было построено почти 200 больниц, выкопаны тысячи колодцев, реализованы сотни образовательных проектов. Помимо того, компания выдала миллионы долларов микрокредитов.
Помощью Эфиопии занимаются несколько благотворительных организаций, однако отличие фонда Берберов в том, что все административные расходы они оплачивают из своего кармана. Тем самым они оптимизировали деятельность своей организации, когда на примере других фондов убедились в том, что расходы на заработную плату сотрудникам фондов «съедают» немалую часть пожертвований.
Благотворительный бизнес: Стэнли и Фиона Дрюкенмиллер
Берберы — не единственные, кто превратил благотворительность в семейный бизнес. Стэнли Дрюкенмиллер, основатель инвесткомпании Duquesne Capital, инвестировал 705 млн долларов в свой благотворительный фонд Druckenmiller Foundation, чья деятельность посвящена поддержке образования, медицинских исследований и борьбе с нищетой. В числе прочих пожертвований Дрюкенмиллеры перечислили 146 млн долларов на счет медицинского центра Нью-Йоркского университета и выделили 25 млн долларов для детей Гарлема. В 2010 году Дрюкенмиллер закрыл свой хедж-фонд и заявил, что отныне направит все свои силы на благотворительность.
Политические механизмы: братья Кох
Сыновья нефтепромышленника Фреда Коха, Чарльз и Дэвид, увеличили прибыли своей компании Koch Industries с 70 млн до 100 млрд долларов. На сегодня братья Кох занимают пятую и шестую строки в списке богатейших людей Америки. Также они активно занимаются благотворительностью: Дэвид пожертвовал более 600 млн долларов на искусство, образование и медицинские исследования. Особенно щедро он жертвует на нужды Нью-Йорка: на ремонт Линкольн-центра он выделил 100 млн долларов, а на фонтаны Музея Метрополитен — 10 млн.
Будучи убежденными либертарианцами, братья также финансировали множество правых политических организаций. В 1980 году Дэвид Кох стал президентом Либеральной партии, но затем братья стали в большей степени финансировать других политиков — в частности, кандидата на пост сенатора штата Массачусетс Скотта Брауна или кандидата в губернаторы штата Висконсин Скотта Уокера. Кроме того, братья основали несколько организаций по борьбе с экологическими ограничениями, что и неудивительно, ведь Koch Industries входит в десятку наиболее загрязняющих окружающую среду американских компаний.
Имя за деньги: Стивен Шварцман
Иногда благотворительность подразумевает определенные обязательства от одариваемой стороны. Когда миллиардер и владелец хедж-фонда Стивен Шварцман перечислил 100 млн долларов в пользу Нью-Йоркской публичной библиотеки, ее центральное отделение было переименовано в честь благотворителя. Кроме того, имя Шварцмана значится на табличках в пяти различных помещениях здания библиотеки. Для сравнения: имена троих основателей библиотеки — Сэмюэла Тилдена, Джона Джейкоба Астера и Джеймса Ленокса — обозначены в здании лишь по одному разу.
Шварцман всерьез занимается благотворительностью. Он многого достиг, но его путь к вершинам благосостояния был непрост — может быть, именно поэтому его пожертвования подразумевают целый ряд условий. До того, как выделить средства на библиотеку, миллиардер перечислил 17 млн долларов в пользу своей alma mater — Йельского университета. Взамен учебное заведение согласилось переименовать в честь филантропа одно из общежитий. Однако позже университет отказался переименовывать здание, поскольку Шварцман предложил взять сумму не деньгами, а пакетом акций своей компании Blackstone Group.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru