Цены на серебро, или, как его называют, «золото для бедных», за последний год удвоились и выросли до 30-летнего максимума. Надолго ли?
В текущем году серебро за счет ралли прибавило 21% и возросло в цене на 37 долларов. Столько оно не стоило с 1980 года, когда известные нефтемагнаты братья Ханты скупали его в огромных количествах. В ответ на повышающийся интерес к драгметаллу Чикагская товарная биржа уже подняла маржу на серебро, вынуждая инвесторов вкладывать в его покупку больше денег.
«Цены на серебро сорвались с места и скоро взлетят еще выше — до непредсказуемых пределов», — говорит Том Уинмилл, управляющий фондом Midas по скупке золота и серебра. В личном портфеле Уиндмилла есть как «золотые» бумаги (индекс SPDR Gold), так и «серебряные» (iShares Silver).
Так почему же серебро так сильно подорожало, тогда как золото в нынешнем году прибавило в цене лишь 1%? Уинмилл отмечает, что сегодня трейдеры скупают серебро более активно, чем когда-либо за последние несколько лет.
Подобно золоту, серебро растет на слухах о том, что безответственные центробанки по всему миру намерены «подставить» бумажные валюты. Тем более что опасения эти подтверждаются, если учитывать грядущее повышение процентных ставок в Европе и завершение процесса скупки гособлигаций Федеральной резервной системой США — практики, не снискавшей ФРС популярности.
Но в отличие от золота рынок серебра — это так называемый «тонкий» рынок. Он характеризуется низким уровнем спроса и предложения и высокой волатильностью и поэтому активно растет на хороших новостях и глубоко падает на плохих.
Несмотря на то что цены на серебро сейчас стремятся вверх, объемы ежегодной добычи этого металла по всему миру составляют лишь 27 млрд долларов, указывает Уинмилл. Это примерно соответствует годовым прибылям довольно крупной, но отнюдь не самой большой компании — к примеру, это можно сравнить с показателями производителя компьютерной техники Dell. Так что, если серебро приобретет еще большую популярность, рынок может не вместить в себя всех желающих.
«Представьте себе, что вся мировая торговля сосредоточилась в рамках одной-единственной компании. То же самое ожидает и серебряный рынок», — поясняет эксперт.
Растущая стоимость серебра вызвала интерес инвесторов не только к этому металлу, но и к акциям добывающих драгметаллы компаний. По словам Уинмилла, в качестве примера можно привести канадскую биржу TSX Venture Exchange.
Она специализируется на компаниях, продающих свои акции и при этом даже не получающих прибыли. Бумаги торгуются за канадские пенни. В течение последних месяцев в числе фаворитов была золотодобывающая Seafield Resources, чей дефицит начиная с 2003 года превысил уже 6 млн американских долларов.
Ежедневный объем торгов на TSX Venture Exchange колебался в районе 160 млн акций в июле прошлого года, и Уинмилл характеризует подобные объемы как «несколько спекулятивные». Но когда ФРС озвучила свое намерение начать поддерживать экономику всеми доступными мерами, они и вовсе взлетели до небес.
В августе объемы составили уже 200 млн акций в день, в сентябре — 320 млн, в октябре и ноябре — по 360 млн, в декабре — 390 млн. В феврале нынешнего года показатель достиг 458 млн ценных бумаг, и, как утверждает Уинмилл, это далеко не предел.
«Серебряное» ралли набирает обороты, в то время как цены на золото устоялись. Теперь желтый металл стоит 39 унций серебра. Это вдвое меньше, чем в кризисном 2008-м, и первый за нынешнее десятилетие случай, когда золото «весит» менее 40 унций серебра.
«С этого момента серебро может существенно вырасти в цене. Но пользоваться этим — плохая идея», — заключает Уинмилл.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru