На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба впервые предъявила банкам претензии по скрытым комиссиям при ипотечном кредитовании — за два дня ФАС возбудила сразу шесть дел о нарушении закона «О рекламе». Участники рынка расценивают инициативу чиновников как давление на кредитные организации и прогнозируют кризис доверия населения ко всей банковской рознице.
На прошлой неделе УФАС по Удмуртской республике возбудило сразу шесть дел о нарушении закона о рекламе при продвижении ипотечных кредитов. Претензии предъявлены четырем банкам («ВТБ-24», «АК Барс», Банку Москвы, Ижладабанку) и двум небанковским организациям (издательству «Пронто-Казань» как распространителю недобросовестной рекламы и компании «Строй-Инвест»). Дела возбуждены по результатам проверок рекламы ипотечных кредитов, размещенной в газете «Из рук в руки» и журнале «Вся недвижимость. Ижевск», где указывалась лишь кредитная ставка без дополнительных платежей. По словам начальника управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлии Бондаревой, к рекламе ипотечных кредитов такие претензии служба предъявляет впервые.
До сих пор ФАС интересовалась ипотекой только в случае навязывания заемщикам услуг отдельных страховщиков. Проявление внимания к рекламе ипотечных кредитов в самом ведомстве формально объясняют небольшим сроком действия нового рекламного законодательства. «Новый закон о рекламе, содержащий норму об обязательном указании всех условий кредита, вступил в силу лишь летом прошлого года,— пояснила Ъ Юлия Бондарева.— Поэтому мы считаем, что региональные управления обратили внимание на ненадлежащую рекламу ипотеки достаточно оперативно. Ввиду отсутствия закона о потребкредитовании и пока не действующей инструкции ЦБ по раскрытию эффективной ставки статья 28 закона о рекламе является единственным инструментом борьбы со скрытыми комиссиями». Согласно КоАП, нарушение рекламного законодательства обойдется банкам в штраф размером от 40 тыс. до 500 тыс. руб. Дополнительно ФАС обяжет их изменить ненадлежащую рекламу.
Участники рынка считают, что активизация антимонопольной службы вызвана общим напряженным фоном вокруг дополнительных платежей, взимаемых банками при кредитовании. «В ипотеке их особенно много,— говорит адвокат коллегии адвокатов Евгений Ращевский.— Тем более что кроме банковских платежей здесь взимается самое большое количество небанковских комиссий: за страховку, оценку, регистрацию залога, нотариальное удостоверение документов и т. п.». А некоторую заминку в действиях ФАС участники рынка объясняют тем, что в ипотеке даже большое количество дополнительных платежей в процентном отношении не так сильно увеличивает сумму выплат, как в других видах розничного кредитования.
Зампред банковского комитета Госдумы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков полагает, что интерес ФАС к этому вопросу также подстегнул ипотечный кризис в США. «В условиях стабилизации цен на недвижимость в России возрастает риск дефолтов по ипотечным кредитам,— пояснил Ъ господин Аксаков.— Поэтому служба заинтересована в получении заемщиками полной информации по кредитам с тем, чтобы они могли объективно оценить свою платежеспособность».
Участники рынка опасаются, что претензии ФАС к такому относительно беспроблемному сегменту рынка, как ипотека, могут дискредитировать остальные банковские продукты. «Резко возросшая активность ФАС в сегменте ипотечного кредитования чревата тем, что в дальнейшем служба может распространить свои претензии не только на сектор кредитов, но и на вклады»,— говорит директор департамента маркетинга Русь-банка Дмитрий Юрцвайг. А это, по мнению участников рынка, чревато уже подрывом доверия населения ко всему розничному банковскому бизнесу.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА